В Доме ребенка «Дельфин» нет случайных людей. Может, оттого, что коллектив складывался годами. И всех сотрудников объединило одно желание – помочь детям.
Прийти, чтобы остаться
Здесь пахнет по-особому. Безоблачным детством. В Доме ребенка сегодня живут 33 малыша до трех лет. Среди них и отказники, и те, кого изъяли из неблагополучных семей. О них заботятся более 70 человек. Из них 18 воспитателей, включая логопеда, психолога, музыкального руководителя и 20 медицинских работников.
Старший воспитатель Айимгуль Ахметова в Доме ребенка уже почти 20 лет. Она мама троих детей. Уходила в декрет и возвращалась: прикипела. И других вариантов работы не рассматривает. «Звали, – говорит она, – но мне кажется, что я должна что-то сделать для этих малышей, потому не отпускает. И я остаюсь здесь».
Вот мы в ярком кабинете логопеда Нонны Максимовой. Она в Доме ребенка с 1989 года. Учитель немецкого и французского, до декрета успела поработать четверть в школе. Затем родился второй ребенок, а когда вышла, практически все школы перебазировались на английский. Пришла воспитателем в Дом ребенка. 13 лет посвятила этому, а потом, когда место логопеда оказалось вакантным, решила освоить новую специальность. С тех пор еще больше 20 лет пролетели как миг.
— Люблю учиться! Почему не стать логопедом, решила я. – рассказывает Нонна Викторовна. – И не жалею о своем решении. Так могу принести больше пользы детям. Большинство поступающих детей педагогически запущенные. Не разговаривают. У нас учатся произносить первые слоги и слова. С ними дома, видно, не разговаривали, не учили, не развивали. Пришел к нам мальчик, ему больше двух лет было, не говорил. Сегодня показала курочку, а он сказал «ко-ко». Радость какая!
На занятии два малыша. Тёме больше двух лет, Матвею почти три года. Сдержанный, сосредоточенный, он только недавно стал разговаривать. Тёма, наоборот, улыбчивый парень. В Доме ребенка практически с рождения. Отвлекается от занятия и оборачивается на камеру фотокора.
– Хочется и научить, и пожалеть… Но будешь сильно жалеть – разбалуешь, строгой тоже не хочется быть, понимаешь: дети маленькие, обделенные лаской. Вот приходиться искать баланс.
– А вы еще бабушкой не стали? – спрашиваю.
– Нет, вот пока мои внуки.
Как дома
От Татьяны Нурахметовой, медсестры по диетическому питанию, так и веет добротой. Она тоже старожил. Работает с 1997 года. Была и процедурной, и старшей медсестрой. Даже на полтора года уходила работать в городскую поликлинику, но вернулась обратно. Не отпускает, говорит. За ее плечами Курганский медколледж, педагогический высший университет, Алматинский высший медколледж.
– Наверное, это мое призвание, – улыбается Татьяна Николаевна. – Хочется этим детям отдать свое сердце, тепло, чтобы у них не было тоски в глазах. Вот и создаем условия как дома. Обязательно отмечаем дни рождения. Как положено – с тортиком, свечами. Надеваем колпачок, фотографируем. Хотим, чтобы ребенок чувствовал, что он нужен, что он любим. И на праздники формируем праздничное меню.
Питание здесь разделяется в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. Детям помладше – измельченное, чтобы хорошо усваивали. Прикорм с четырех месяцев вводится постепенно. Ложка за ложкой. Есть детки, для которых педиатр прописывает гипоаллергенное меню.
– Многие дети, попадая к нам, даже не знают, что они едят, – рассказывает Татьяна Николаевна. – В неблагополучных семьях малыши не знают многие продукты. Есть те, кто даже не может держать ложку – учим.
Питание в Доме ребенка шестиразовое. Диетсестра показывает меню на сегодня. Фрукты, каши, салаты, компоты, мясо по-казахски, блины с творогом… Стараются в Доме ребенка сделать так, чтобы все было как дома.
Обрести семью
В подчинении старшей медсестры Алпии Есенжоловой 20 медсестер, няни – помощники воспитателя. После медколледжа Алпия Сартаевна отработала три года в Урицком районе, вернулась в Кустанай и устроилась в «Дельфин». Это было в 1986 году. Говорит, коллектив здесь, как одна большая семья – дружная и оптимистичная.
Алпия Сартаевна отмечает, что детские заболевания с годами стали сложнее или малыш собирает букет болячек. Вспомнила двухгодовалую малышку, которая из-за порока сердца выглядела на полгода. Возила ее на операцию в Астану. После девочка быстро пошла на поправку, ее забрали в семью.
Желающих усыновить детей немало. После необходимых процедур в органах опеки и попечительства будущие родители приходят в Дом ребенка. Беседуют с психологом, врачом, воспитателем. Большинству воспитанников Дома ребенка судьба улыбается.
Устроить малыша в «Дельфин» можно временно, в том случае, если родители оказались в трудной жизненной ситуации. Пока решают проблемы, малыши под надежной опекой.
– Чужих детей не бывает, – уверена Айимгуль Дулатхановна. – И мы хотим, чтобы они обрели семью.
Помогают Дому ребенка и финансово. Есть благотворительный счет. Спонсорские деньги после обсуждения с Попечительским советом направляют на оборудование, мебель. Благодаря этим средствам в «Дельфине» есть в том числе кабинет Монтессори. Как-то одна молодая пара подарила детям батут и горку, как в развлекательных центрах. Коллектив «Дельфина» между тем мечтает о миниавтобусе, чтобы вывозить деток в парк, на природу… Пока приходиться просить помочь с этим делом другие предприятия, организации.
В ЦИФРАХ
ПО СЛОВАМ ДИРЕКТОРА ДОМА РЕБЕНКА «ДЕЛЬФИН» ЯНЫ БАРАНОВОЙ, В 2023 ГОДУ 12 ДЕТЕЙ ОБРЕЛИ НОВЫЕ СЕМЬИ, В 2024 ГОДУ ПОД ОПЕКУ ВЗЯЛИ 23 РЕБЕНКА, НА ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ – 13. В 2025-М – 16 ДЕТЕЙ ВЗЯЛИ ОПЕКУНЫ, 3 РЕБЕНКА НА ПАТРОНАТНОМ ВОСПИТАНИИ. В ДОМЕ РЕБЕНКА 7 ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ. К СОЖАЛЕНИЮ, НЕТ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ В СЕМЬЮ СРАЗУ НЕСКОЛЬКИХ ДЕТЕЙ.
ДОМ РЕБЕНКА БЛАГОДАРЕН ЛЮБОЙ ПОМОЩИ. ПРИНИМАЮТ И ФИНАНСОВЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ (СРЕДСТВА МОЖНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЧЕТ), И СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ (ПОДГУЗНИКИ, ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ, ШАМПУНИ, МЫЛО И Т.Д.), СЛАДОСТИ (ПЕЧЕНЬЕ – ПРОСТОЕ, БЕЗ ДОБАВОК, СОКИ, КОНФЕТЫ).