Драйв, Желание, Азарт и Звук, а вместе – ДЖАЗ

Гидра о 12 головах?! Или осьминог, который запустил свои щупальца, куда только можно?! Или голова Медузы Горгоны, на которой каждая змея одним только шепотом вводит в транс?! Удивительно, но именно так участники международного музыкального фестиваля Jazz Bomond-2025 говорили о джазе сегодняшнего дня. Почему? Ищем ответ на вопрос.

Кто всегда в поиске

Красавицы в перьях и в серебряном дождике вместо юбок выплывали из дымки на авансцену под томные ритмы джаза… Создать атмосферу большого праздника живой музыки не так-то просто. А тем более делать это из года в год. Костанай и в этот раз по осени встречал гостей – именитые коллективы, которые заслужили авторитет в мире музыки благодаря своему джазовому репертуару. И не только.

Международный фестиваль Jazz Bomond-2025 собрал на самой большой сцене Костанайской области отличные оркестры и ансамбли, дуэты, трио, квартеты, солистов и музыкантов Казахстана и России. А еще хор, который украсил фестиваль исполнением а-капелла. Были и старожилы праздника джаза, и новички. Причем на сцене Дворца молодежи знатоки этого музыкального стиля, который сложился в результате синтеза двух музыкальных культур – европейской и африканской, – собрались в этом году раньше обычного. Повод – юбилей главного костанайского джазмена Александра Евсюкова. Уж 80 лет как! Из которых 56 он – руководитель Костанайского муниципального биг-бенда.

О том, какие планы, мы и поинтересовались у заслуженного деятеля искусств РК, который по жизни только выигрывает – 8:0. «Да, громадье! – рассмеялся Александр Сергеевич.

– Не замыкаться же на сделанном, не садиться же на скамейку запасных! Нет, я привык работать с молодежью, с творческими людьми. Поэтому будем продолжать: есть что кому передать, есть чему учиться. Я из тех, кто всегда в поиске, всегда в движении. Главное – получать заряд от этого. Любимое дело омолаживает? Да, конечно».

Что в джазе за последние годы изменилось? По мнению нашего героя, этот жанр постоянно обновляется. Вот и в этот раз костанайский биг-бенд, который открывал фестиваль, играл… Баха и Пуччини. Да-да, вам не показалось. Джаз проник и в симфоническую гармонию. Интерпретация позволяет «дышать свежим воздухом». Это единственный из музыкальных видов искусства, который, как считает Евсюков, постоянно развивается, впитывает традиции прошлого, одновременно вплетая современные ритмы и стилистику.

С замахом на оригинальность

Больше чем уверен, зрители любят не столько сам джаз, сколько магию его исполнителей, которые делают это на высоком уровне. Нам, костанайцам, каждый раз везет – на фестиваль приезжают настоящие мастера джазового искусства. Вот и аким Костаная Марат Жундубаев, который одним из первых поднялся на сцену на церемонии открытия, отметил это же:

– Это большое событие! А в этот раз вдвойне: фестиваль совпал с юбилеем Александра Сергеевича Евсюкова. Он – целая история, человек-эпоха. Больше полувека на сцене, масса наград, званий, признание, в том числе и от государства. За этим кропотливый труд. Сегодня он – бренд нашего города и области. Большой человек большой души! Вот и на международном фестивале он собирает уникальных музыкантов.

А среди них – Dixie ансамбль (Челябинск), уральский диксиленд под руководством Валерия Сундарева. Этот коллектив по праву считают одним из лучших джазовых составов России. Музыканты – сплошь лауреаты международных фестивалей, престижных джазовых форумов в Европе и Америке. Карта гастролей покрывает чуть ли не весь мир.

– Мы уже здесь не просто не первый, а даже уже не десятый раз, – рассказал «КН» худрук челябинского коллектива Валерий Сундарев, который не выпускал из рук укулеле, маленькую четырехструнную гитару. – Потому что фестиваль замечательный! У нас, как у каждого артиста, потребность в выходе к зрителю постоянная. А мы сюда еще и к друзьям приезжаем, пообщаться, поделиться планами.

В Костанай челябинцы привезли свою новую программу. Что называется, обкатать. И Валерий Петрович это подтвердил – они играют разную музыку, разностилевую, всегда с замахом на что-то оригинальное: «Сегодня у нас премьера. Мы попытались современную российскую эстраду перевести на язык джаза. Песни, которые никакого отношения не имеют к классическому джазовому звучанию, в Костанае заиграют по-новому. «Жара», «Знаешь ли ты», «Стоп, ночь»… Мы их преобразили. И в новой версии сначала их услышат костанайцы, и только потом челябинцы».

Вообще джаз, по мнению гостя, это гидра о 12 головах, которые существуют одновременно и не мешают друг другу. Практически не конкурируя. От самого традиционного джаза и заканчивая серьезными музыкальными экспериментами на грани авангарда, хотя они противопоставлены друг другу и по музыкальному языку, и по мелодике, по способам гармонизации.

Идём на эксперименты

Новое поколение музыкантов задает новые тренды в этом жанре. Как пример – необычный проект Qazag Bossanova Progect. Столичные дирижеры объединили на время фестиваля два костанайских коллектива – камерный оркестр и биг-бенд, чтобы дать новое звучание старым джазовым мелодиям. Среди инициаторов поекта – Илья Башкатов, дирижер, аранжировщик (Алматы).

– Мы решили поразмышлять на тему того, как бразильская музыка повлияла на казахстанских композиторов-песенников, – неожиданно за кулисами признался нам Илья.

– А бразильская культура повлияла на местное творчество настолько? – поинтересовались мы у гостя.

– Да, еще как, вне сомнения. И эту очевидность, как аранжировщик, я гипертрофировал и на сцене это представлю. Джазовое направление в наше время меняется так широко, что я бы сравнил его с осьминогом, у которого большое количество щупалец, и они направлены в разные стороны. Гдето джаз соединяют с академической музыкой, где-то он уходит в попсу, где-то развивается мое любимое направление – симфо-джаз. В общем, идет на эксперименты. Джаз стал настолько объемным понятием, что конкретизировать его развитие невозможно. И не нужно.

– В том, что джаз трансформирует другие направления, появляется смесь из разных стилей, нет ли риска, что само классическое исполнение уйдет на второй план? Зрители его забудут…

– Возможно, на какой-то период уйдет, потом вернется. Я не боюсь этого, потому что вся история мировой музыкальной культуры очень циклична. Если помните, Баха забывали лет на 150, а потом вспомнили и… в каждом из нас Бог, а в каждой музыке Бах! Это естественный ход развития нашей цивилизации. Этого не нужно бояться. Традиционного джаза и на наш век хватит. Хотя я лично амбассадор казахской музыки, делаю сольные концерты местных артистов, с удовольствием откликаюсь на предложение подирижировать крупными коллективами.

И этот эксперимент удался – зрители криками «бис» не хотели отпускать Qazag Bossanova Progect со сцены.

Как любили, так и любят

«Девушка поутру шла на учебу, а вечером, надев купальник, отправлялась на пляж. «Уау, какой дэвушка!» – восхищались мужчины в прибрежном кафе, заглядываясь на красотку в бикини…» Такое вкратце содержание одной из композиций, которую исполнили новички и одновременно самый большой коллективучастник фестиваля. Это эстрадно-духовой оркестр акима города Актобе под руководством Сакена Еркегулова:

– Нашему оркестру уже 45 лет исполнится, – рассказал «КН» гость еще на саунд-чеке. – Однако мы впервые приехали к вам. Почему? С 2013 года руковожу этим оркестром и с того же времени мечтал попасть на костанайский джаз-фестиваль. Но никак не получалось, не находили общий язык с нашим руководством. Однако в этом году его сменили, возглавил человек-музыкант, и все вышло!

Зрители заметили, что оркестр-новичок сплошь состоит из опытных музыкантов. Как удалось сохранить коллектив? Это, во-первых, как пояснил актюбинец, те, кто работает с первых репетиций, аксакалы музыки. А во-вторых, сердце настоящего музыканта, с его слов, самое верное. Хотя в их коллективе есть дефицит кадров. Причины простые: нужно создавать условия – жилье, зарплата. Слабый соцпакет для культуры – бич в любом регионе.

– Да, мы играем классический джаз, – пояснил Сакен Еркегулов. – И молодые ребята с удовольствием играют именно классику. А вот джаз-рок меньше воспринимают. Хотя в целом отношение к джазу не изменилось: его как любили, так и любят. Но по велению времени синтез этого жанра с другими все-таки будет присутствовать. Лично я уверен, что от этого джаз не пострадает!

Он учит жизни

«Я должен впустить тебя в свою жизнь. Был один, решил прокатиться, не знал, что я в дороге найду. Может, увижу еще один знак… Точно – стоп! Я должен вернуть тебя в свою жизнь!» – одну из песен Beatles на фестивальной сцене, а значит, в джазовой обработке пел Сапар Молдабеков, солист Костанайской филармонии.

«Лет 25 как я пою в нашем джаз-бенде, – отметил вокалист со стажем после своего выступления. – Время летит, а любовь к музыке остается, она у меня с рождения. Джаз, конечно, – особенный жанр, со своим звукоизвлечением, своей энергией. Но если ты погрузился в эту музыку, то уже останешься ей верен. Это искусство, где можно постоянно чему-то учиться. И я с удовольствием продолжаю работать с этим коллективом и в этом жанре. Хотелось бы, чтобы джазовые концерты посещало как можно больше зрителей. Грустно, когда зал не полон. Приводят к нам школьные классы, затем приведут роту солдат – такая целевая аудитория… А хочется, чтобы пришли истинные ценители живой музыки, которые разбираются в джазе».

А в это время на сцене, словно в тему, зазвучала «Feeling Good» («Чувствую себя хорошо») – песня, написанная для мюзикла «Рев грима – запах толпы». Как раз о том, как необходимо каждому артисту погружаться в ответные эмоции зрителей. «Птицы летят высоко, ты знаешь, что я чувствую. Солнце в небе, ты знаешь, что я чувствую. Ветер доносится, ты знаешь, что я чувствую. Это новый день, новая жизнь для меня», – пела Руслана Пономарева, знакомая верным читателям «КН» солистка костанайского джаз-бенда.

– Джазовые композиции, помимо приемов и особого звучания, отличаются, прежде всего, жизнеутверждением, – подчеркнула она уже за кулисами. – А тут еще и в сопровождении живого оркестра – это подарок! В отличие от «минусовки» – совсем другая энергия, другой посыл. Джаз – это возможность импровизировать, прикоснуться к высокому искусству. Он словно учит нас жизни: тянись к более высокому, умей находить выход из самых сложных ситуаций. Спасибо джазу за это!

Фото автора