«Эмпатия – ключ к подростку»

Руководитель Центра обучения и развития «Харизма» (г. Астана), партнер Международной школы бизнестренеров ICBT в РК в Костанай приехала на конференцию «Современные стратегии по повышению ассертивности, жизнестойкости, стрессоустойчивости и профилактике аутодеструкции, буллинга». Людмила СЕРЕКБАЕВА провела мастер-класс для психологов, педагогов, руководителей образовательных организаций.

Конференцию организовал региональный учебно-методический центр психологической поддержки и воспитательной работы. Было немало секций по актуальным темам, когда опытные педагоги, психологи делились своими наработками и знаниями в заявленной теме. Меня зацепила тема профилактики буллинга в детском коллективе. Причем Людмила Серекбаева не читала лекций. Она предложила взрослым поиграть: раздала карточки с лицами с различными эмоциями и попросила определить эмоцию, найти нужные слова. И упс! Это дело оказалось непростым. Взрослые неуверенно предполагали эмоции, а когда дошло до важных фраз, то здесь стало еще труднее.

Эмоции рулят

– Это было непросто. Важно понять, что если ребенку тяжело, не стоит взрослым морализировать, уговаривать, что все пройдет, обесценивая его чувства, или позитивить, когда ребенку грустно. Он чувствует эту проблему сейчас, и ему необходима наша эмоциональная вовлеченность. Только это поможет найти нужные слова, оказаться на одной с ним волне. Раньше взрослый всегда смотрел на ребенка свысока. Теперь наша задача – опуститься до уровня глаз подростка, чтобы почувствовать его, понять. Но как вы прочувствуете, если сами не можете определить эмоции или не позволяете себе их замечать. Да и уровень осведомленности об эмоциях низок. Их больше сотни, а чаще всего в аудитории едва могут насчитать 15.

– Людмила Ильинична, я так понимаю, у современных педагогов проблемы с эмпатией?

– Это последствия общества, в котором никогда не учили этому и с детства говорили, что плакать нельзя, не стоит много смеяться. То есть люди не осознавали свои эмоции, глушили. Хотя их надо принимать и проживать. Знаете, что эмоциями управлять нельзя, зато можно управлять реакцией на ситуацию. И 80% управления проявляется, когда ты осознаешь эмоцию и называешь. Скажите вслух, закипая, что вы злы. Что чувствуете? Увеличилась злость? Нет. Ее стало меньше. Сегодня развитие эмпатии – важная составляющая во взаимодействии педагогов, психологов, родителей с подростками. Эдакий ключик к их сознанию. Подросток откроется, когда уверен, что кто-то тоже разделяет его состояние, понимает его. Иногда ребенка достаточно почувствовать, побыть молча рядом, подобрать нужные слова. Это очень важно.

Три кита

– Если статистика удручает, значит, работа психологов неэффективна? Почему?

– Есть европейские стандарты, когда ты получаешь психологическое образование, тебе еще нужны часы «полета». То есть личная терапия, супервизия, практика, потом консультирование. Молодые психологи в школе не могут этого сделать и успеть только потому, что им не хватает опыта, времени. Кроме того, чтобы решить вопросы буллинга и аутодеструктивного поведения, нужно объединиться всем – родителям, педагогам, психологам, медикам, полицейским… И информационно-просветительская работа должна быть на высоте.

Статистика, действительно, не радует. 66% школьников в РК сталкиваются с насилием, дискриминацией в учебных заведениях, буллингом. 44% считают себя жертвами насилия, 24% – агрессорами. Эти цифры свидетельствуют о системной проблеме, которая требует профилактики. Мы много об этом говорим. Но знаем ли, что важно сосредоточиться в этом деле на трех стратегиях.

Первая – обучение ассертивному поведению: учим детей и подростков уверенному поведению без агрессивного взаимодействия со сверстниками и выстраиванию своих личных границ.

Вторая – развитие жизнестойкости. В науке называется резистентность: умение адаптироваться и находить выходы из любых жизненно важных ситуаций. Мне импонирует система Монтессори, которая начинает воспитывать с раннего возраста и называет детей не детьми, а людьми.

Третья стратегия – повышение стрессоустойчивости. Неприятные ситуации в жизни есть и будут, поэтому должны быть превентивные меры, проактивное поведение, которое поможет не ломаться под стрессами.

Это три кита профилактики. Здесь нет ничего нового. В совокупности это работа психологов, телефоны горячей линии, работа с родителями, проведение интерактивных тренингов, образовательные программы. Наш Центр и сместил фокус работы: готовим профессиональных тренингов и коучей.

Большая перемена

– Коучи могут помочь?

– Коучинг – это технологии, которые помогают трансформировать мышление людей. Главный инструмент – работа с вопросами. Обычная ситуация: ребенок опоздал на урок. Что обычно спрашивает педагог? «Где ты был? Почему опоздал?». Это вопросы открытые, простые, не коучинговые. А попробуйте спросить иначе: «Что тебе помешало прийти вовремя? Что поможет тебе в следующий раз прийти вовремя?». Чувствуете разницу? Вот чем отличается простой вопрос от коучингового. В последнем есть мысль об изменении поведения, он разворачивает мышление ребенка в другую сторону, учит понимать свои сильные и слабые стороны, осознавать, что случится, когда получишь результат. Коучинг работает не с травмой прошлого, а с настоящим и будущим.

Вот произошел конфликт между двумя подростками. Какой коучинговый вопрос мы можем задать им для изменения поведения?

– Из-за чего случился конфликт?

– Нет. «Как думаешь, какое твое поведение спровоцировало такую ситуацию?». Возвращаемся к трем «китам» – умение работать с мышлением через вопросы, повышение самоосознанности человека, ответственность, которую он учится брать на себя в школе, чтобы уверенно выйти в большую взрослую жизнь. Если мы сейчас не подготовим детей к жизни, не покажем своим собственным примером, как уже сейчас быть ассертивными, жизнестойкими, стрессоустойчивыми и счастливыми, то тогда все лозунги и слова, которые мы произносим, останутся лишь словами.

– Как сделать себя и ребенка счастливым?

– Действительно, важно сначала научиться счастливому родительству. У счастливой мамы счастливые дети. Нужно работать с понятием внутреннего счастья, потому что 90 процентов причин подросткового суицида – семья. Так почему же не воспользоваться крутыми технологиями? Например, всем словам находить подходящее объяснение с точки зрения позитивной психологии. Говорить не «будем бороться с буллингом», а «давайте объединим усилия, чтобы стать счастливыми нам и нашим детям».

Фото автора