«Я хочу сохранить память»

Память об участниках Великой Отечественной войны. Память о корейцах, которых в те годы депортировали в нашу область. Память о людях, которые их приветили как родных.

Об этом в интервью с председателем этнокультурного объединения корейцев Костанайской области Федором МИНОМ. Он же автор новой книги, посвященной костанайским ветеранам.

Когда пенсионеры молодёжь кормили

– Федор Микович, ваша книга с необычной подачей, в отличие от тех, которые мы привыкли видеть о Великой Отечественной войне. Вы назвали ее «Три в одном: писатель, повар, агроном». Кажется, что это автобиография. А на самом деле – все пропустили через себя?

– Да. У меня много профессий. Но эти три стали основными, по которым я двигался дальше. Я начал стихи писать с семи лет, затем уже в молодости внештаным корреспондентом работал в житикаринской газете «Авангард». Сотрудничал с костанайскими газетами, в том числе и в «КН» печатали мои стихи, материалы. А еще я поварил у известного на всю область бригадира-овощевода Митрофана Сина. В нашей среде его называли «Корейский барон». К нему непросто было устроиться. В его овощеводческой бригаде очень хорошо зарабатывали. В то советское время 10 тысяч рублей были большие деньги. Можно было поработать у него сезон и купить новый дом или машину. Отличный хозяйственник! Таких немного было. Да и сейчас единицы.

Я поначалу приехал помочь брату, который там работал. Син заметил меня, я шустрый был, молодой, и пригласил на следующий сезон уже индивидуально. Женщин в овощеводческие бригады тогда мало брали. Я на пробу приготовил кашу в казане, – прямо в степи. Всем так понравилось. И Син оставил меня поварить. Замечу, тогда, в 90-х, с работой было туго – нередко пенсионеры кормили молодежь. Поэтому мое трудоустройство выручило нашу семью.

Спасает человечность

– Вы по профессии повар?

– Нет, мама хорошо готовила и меня научила. Одно время в Костанае меня знали «Пигоди»: корейские пирожки на пару очень хорошо готовил. ЦУМ, «Детский мир» кормил. Меня до сих пор узнают.

– И все-таки вы по специальности…

– Я – юрист. Окончил техникум, институт. Защитился с отличием.

– Что должно произойти в жизни новоиспеченного юриста, чтобы он так развернул свой путь?

– Я такой по жизни. Хотя уже пенсионер, но 20 раз на турнике подтягиваюсь. И раньше, и сейчас делаю то, что мне нравится.

– На выборе профессии родители настояли?

– Сам решил. После учебы даже в ДВД работал. Но там не понравилось: очень жесткие отношения и к работе, и друг к другу. Я более мирный человек. В адвокатуре предложили попробовать – не понравилось «в грязном белье» копаться. По натуре другого плана, мне интересно общение с людьми, история. Мама рассказывала о депортации корейцев, я старался все запомнить. Сейчас молодежь все мимо ушей пропускает. А у меня после каждой истории, которую слышал, рождались стихи. В жизни, помимо моей мамы, была «русская мама», соседка баба Настя, я с ней дружил, и «казахская бабушка» Нурбике кызы, мамина подруга. Они мне по духу были близки.

В 1937-м семья Нурбике приняла моих дедушку, бабушку и их четверых дочерей. В Тарановском районе они оказались в деревне, где жили в основном русские, но их приняла именно казахская семья Исмагуловых. Мама подробно рассказывала о депортации, в том числе и как месяц ехали сюда в поезде. Все женщины держали детей на спине, чтобы не задавили: в вагоне было очень много людей. Душно, голодно, дети плачут. Бабушки-кореянки подходили к охранникам, которые сопровождали поезд, по-русски не говорили. И поэтому повторяли: «Коко, коко», – показывая руками куриное яйцо, просили еду. Конвоиры тоже были не бездушные, делились пайками. Это мама мне еще в школьные годы рассказывала. У меня родились строки: «Солдат, что Иваном назвался, смотреть равнодушно не мог. С улыбкой с тушенкой расстался, отдав свой солдатский паек». Что спасало в те годы? Человечность, доброта.

Не вымысел, всё реально

– Почему книгу решили издать сейчас?

– Это уже шестая моя книга. Предыдущие были посвящены истории корейцев на Костанайщине. Как жили, какие люди встречались на пути… Говорящее название – «Дорогой дружбы». Я писал и пишу, прежде всего, о том, насколько значимо оставаться человеком в любой ситуации. Все истории реальны, в том числе и военные. При костанайском Совете ветеранов я был спецкором, работал с Кенжебеком Укиным и Михаилом Подоляковым, которые возглавляли областную и городскую организации.

– Ваши материалы выходили в СМИ. Почему вы решили написать книги?

– Чтобы не растерять нашу историю. Сегодня так запросто все переворачивают с ног на голову. А мне посчастливилось встречаться, общаться, записывать воспоминания участников исторических событий. И в первую очередь это истории ветеранов.

– Чем особенна ваша новая книга?

– Притом что первая часть построена целиком на воспоминаниях костанайских солдат Великой Отечественной войны, которые я собрал еще при их жизни (в большинстве их уже нет), отдельную часть я посвятил своим родителям, труженикам тыла. В этом году мы празднуем 80-летие Великой Победы. И они непосредственно имеют к этому отношение. Мой отец Ми-ика Мин всю войну и после работал руководителем рыбной артели Наурзумского заповедника. В 1944-м наградили переходящим Красным Знаменем как лучшую бригаду по сдаче рыбы на фронт. А мама, Раиса Мин, трудилась в этой же бригаде, чистила рыбу. Папа был уже не очень-то и молод, когда женился на маме: ей 18, ему – 33 года. Конечно, начал готовить новую книгу со встреч с костанайцами-ветеранами. Эти материалы я собирал, начиная с 1983 года, больше 30 лет. Они много интересного рассказывали о том, что происходило на фронте. Их воспоминания о том, как люди даже в таких тяжелых условиях сохраняли самые лучшие качества и проявляли себя истинными героями.

С надеждой на лучшее

– Нам, рожденным в СССР, не нужно объяснять значение, роль воинов и тыловиков Великой Отечественной. Нынешнее поколение порой воспринимает все под другим углом, под воздействием интернет-пространства, где очень многое переписали и переписывают. Увы, и в школе, и вузах этой теме сейчас уделяют очень мало времени на изучение…

– Моя книга – живая. Это реальность, правда из уст самих ветеранов. Правда, о которой молодежь сейчас мало что знает. Порой совсем не нужная информация, а то и ложная, заполняет головы. Конечно, все зависит от нас – дедушек, бабушек, родителей, которые должны вкладывать в неокрепшие умы то, что действительно ценно. Равнодушие сложно исправить. Однако через семейные ценности можно воспитать добропорядочное, человечное поколение, которое будет с уважением относиться к истории, к памяти предков. У меня надежда на это есть. Потому и выпустил новую книгу. Чтобы память не угасла. Люди пережили такую войну, кровь проливали, погибали. Ради чего?! Ради нашего будущего.

Костанайские ветераны мне со слезами на глазах говорили: у нас прекрасные дети и внуки, они с уважением к нам относятся, но они уже по-другому мыслят. Для ветеранов каждая благодарность, каждая грамота – это не просто пожелтевший листок, это их гордость. А для нынешнего поколения это всего лишь запылившаяся кипа старых бумаг, заброшенных на верхнюю полку. Ветераны переживали: когда они уйдут, не окажется ли вся эта память на свалке? Не должно так быть. Что я для этого сделал? Пошел в наш историко-краеведческий музей и договорился, чтобы они выделили дополнительный уголок для ветеранов. Они пошли навстречу, создали его. Теперь, став председателем диаспоры, хочу договориться, чтобы открыть в музее корейский уголок тех предметов быта, с которыми эти люди были сюда депортированы. Хочу их собрать и передать музею, чтобы там сделали отдельную, пусть небольшую экспозицию. Я хочу сохранить память.

– Спасибо.

Фото автора