Февраль 2017-го унёс жизнь двухлетней девочки.
Её смерть вызвала шок еще и потому, что ситуацию усугубило отсутствие в области необходимой медтехники. В частности, аппарата искусственной почки для детей. Не успели в городе оправиться от одной трагедии, как "КН" становится известно о другой. От кишечной инфекции чуть не умирает другая малышка - двухлетняя Юлия Ахатова.
Девочки лежали в реанимации вместе.
В конце 2017 года "КН" выяснили, что изменилось после всего случившегося ?
От йогурта...
Все началось с сообщения в мессенджере WhatsApp: в Костанае девочка отравилась йогуртом. Телефон редакции разрывался от звонков обеспокоенных мам: правда ли это? В городской детской больнице подтвердили факт смерти ребенка. От йогурта ли, точно сказать нельзя, но организм не справился с отравлением.
Позже родители Маши сами пришли в редакцию. Семья была уверена, что причина смерти – потерянное время. Маше мог помочь аппарат искусственной почки, но для детей в области такого, оказывается, нет.
Мы подключили к разговору медиков, направили редакционные запросы министру здравоохранения РК, парламентариям. Костанайцы организовали подпись петиции с требованием приобрести аппарат, жизненно необходимый нашим детям. В облздраве в итоге прошел круглый стол, ведущие специалисты в области здравоохранения предлагали свои решения.
Выход был найден. Причем не столь дорогостоящий, как покупка аппарата – проще обучить специалистов, которые смогут работать с детьми на обычном аппарате искусственной почки. Он-то в области есть.
Кадры решили всё
– Чтобы приступить к сеансу гемодиализа, нужны показания специалиста, который имеет сертификат детского нефролога. Нет его – ты преступник, если берешься за процедуру, – пояснил тогда главный внештатный анестезиолог управления здравоохранения Юрий Моисеев.
Это было в апреле.
И вот узнаем, что к сегодняшнему дню два специалиста от Костанайской области прошли курсы повышения квалификации в Центре материнства и детства в Астане. Это педиатр Ирина Омелянчук из детской городской и Кирилл Генш, анестезиолог-реаниматолог из детской областной больницы.
Стоит особо заметить, что доктора разделяют две процедуры – гемодиализ и перитонеальный диализ. В первом случае машина прокручивает кровь, ее необходимо проводить в высокоспециализированных клиниках. Костанайских специалистов обучили второму (введение диализного раствора). Теперь его смогут проводить в Костанае. Если не поможет, тяжелые случаи (на гемодиализ) будет брать Астана.
– В отделении нефрологии и трансплантологии, где мы проходили обучение, лежат дети с хроническим поражением почек, – говорит Кирилл Генш. – Они на постоянном перитонеальном диализе. Те знания, которые я там приобрел, очень пригодятся мне в работе.
Еще в начале года в нашей области это было невозможно. Теперь доктор Генш и его команда до транспортировки в Астану смогут поддержать ребенка с помощью перитонеального диализа, а уже столичные доктора назначат дальнейшее лечение, вплоть до пересадки почки.
Пятидневные курсы у Ирины вела внештатый детский нефролог страны. Учеба была насыщенной. Много было индивидуальных занятий практических и теоретических. Но больше запомнилась Ирине практика, молодые специалисты сами готовили и проводили процедуру перитонеального диализа.
Доктор со стажем делала особый акцент, на то, что для его проведения должна быть команда: нефролог, хирург и реаниматолог.
– В этом году, слава Богу, больше поводов применить наши знания на практике не было, – говорит педиатр Ирина Омелянчук. – Но теперь мы готовы. До этого только теоретически знали, что такой диализ есть. Во многом учебе поспособствовал большой резонанс, который вызвала эта трагедия.
Что тут скажешь, резонанс после смерти Маши обернулся спасением для многих детей. Но пусть такое больше не повторится…