На прошлом заседании начали допрашивать свидетелей. Допросили двух судей областного суда и еще одного второстепенного свидетеля, дочь потерпевшего предпринимателя Михаила Корнеева. Были вызваны и главные – бывший председатель облсуда Анатолий Смолин и судья облсуда Игорь Дудин. Однако оба не явились.
Сегодняшнее заседание судья Мерей Аманжулов начал с того, что огласил причину отсутствия ключевых свидетелей и на этот раз. Костанайская районная больница официально подтвердила, что Игорь Дудин с 12 сентября находится в стационаре, и предположительно завтра его выпишут. Но будет ли он давать показания? Судья зачитал заявление самого Игоря Дудина, где он пишет, что отказывается от показаний, поскольку они могут быть использованы против него самого. А закон позволяет против себя не свидетельствовать. Эти правом Дудин уже воспользовался во время следствия. Мерей Аманжулов заявил, что сомневается в перспективе допросить свидетеля в суде, однако тот должен явиться на следующее заседание и официально подтвердить свою позицию отказа от показаний. А вот жену Игоря Дудина Анну, она адвокат, в суд вызовут. Об этом ходатайствовал защитник потерпевшего Константин Геращенко. И судья это ходатайство удовлетворил.
Озвучили в суде и причину неявки второго важного свидетеля – Анатолия Смолина. Согласно его заявлению, он находится в России на обследовании и не может знать, когда вернется. Границу Смолин пересек 14 сентября на личном автомобиле. И теперь просит лишь огласить его показания в ходе следствия. Однако судья, учитывая, что свидетель, по его словам, ключевой, сказал, что надо дождаться его явки. Обязанность обеспечить явку Мерей Аманжулов специальным постановлением возложил на прокуратуру. Как это будет, предположить трудно. Вполне очевидно, что бывший председатель облсуда постарается избежать допроса в суде. А закон признает уважительной причину неявки свидетеля в суд, если тот находится за пределами страны.
Сегодня же начали изучать материалы уголовного дела. По меньшей мере, в первых четырех томах чаще всего указываются две фамилии – Смолина и Дудина. Именно их первыми в своем заявлении в ДКНБ назвал предприниматель Михаил Корнеев. Именно в отношении этих двух лиц первоначально возбуждалось уголовное дело. Именно Смолин, по показаниям предпринимателя, когда Дудин устроил им встречу, вымогал с него 100 тысяч долларов за то, чтобы решить все вопросы, связанные с рассмотрением его административных и гражданских дел в суде. Сумму потом Дудин как посредник снизил до 50 тысяч долларов. А когда уехал в отпуск в Египет, на авансцене появился председатель административной коллегии Аскар Дарбаев с новым посредником и новым предложением – 40 тысяч долларов, что составило 19 миллионов тенге. Эти деньги и были переданы через Елжаса Калкаева. Причем, под полным контролем сотрудников ДКНБ. Калкаев, как следует из материалов дела, в конце операции дал согласие на сотрудничество с органом госбезопасности. Михаил Корнеев убежден, что Дарбаев взял деньги тоже в интересах Смолина. Правда, при этом унес не всю сумму, а только 13 миллионов 520 тысяч тенге. Так сказать, распилил то, что обвинение считает взяткой.
В перерыве в судебном заседании корреспондент «КН» спросил у предпринимателя, как он решился пойти против судебной системы. И получил ответ: «А что оставалось делать? Вцепились в меня, как пауки».