Реальность: после объявления мобилизации в России потоки молодых людей ринулись в Казахстан, чтобы их «не забрили». Оставим в стороне, патриотично это или нет. Но по этому поводу даже пошли домыслы, что границу могут закрыть. Что он по этому поводу думает, мы спросили у нашего постоянного эксперта, доктора юридических наук, экс-депутата Парламента Сергея Жалыбина.
- Насколько этот правильно, Сергей Михайлович? Что делать в этой ситуации Казахстану?
- Каких-то явно выраженных тенденций в изменении взаимоотношений России и Казахстана нет. Да, поток молодых людей из соседней страны в нашу увеличился. И это конечно связано с провозглашенной мобилизацией. Не исключено, что число россиян, подлежащих этой мобилизации, не будет увеличиваться. Это, видимо, и вызывает опасения молодых людей. Казахстанский МИД на ситуацию уже отреагировал. Было сказано, что мы не будем создавать условия того, чтобы у нас останавливались люди, уклоняющиеся от мобилизации.
Закроют ли границу? Не исключаю, что ее перекроют именно для тех, кто подлежит мобилизации. Кто отслужил военную службу, чья специальность соответствует реализации задач, стоящих перед российской армией, подходящие по возрасту. Видимо, этих людей будут отсеивать. Современные электронные базы это позволяют. Во всяком случае, для лиц, выезжающих из России на лечение, в гости к родственникам граница будут открыта. Правильно ли это? Наверняка у России есть свои аргументы, они лежат на поверхности. Им нужно обеспечивать те задачи специальной военной операции, которые перед страной сейчас стоят. И которые сегодня с трудом воспринимаются.
- По вашему, возможные ограничения на границе могут сказаться на взаимоотношениях наших стран, которые сегодня идеальными назвать нельзя? На торговых отношениях?
- Как я уже сказал, наш МИД уже высказал свою позицию. Более того, Казахстан в отношении антироссийских санкций тоже будет держать нейтральную позицию. Сам санкций вводить не будет, но не будет поощрять серые пути их обхода. Потому что иначе может сам попасть под вторничные санкции со стороны Запада. И в этой ситуации, я полагаю, Казахстан будет вести себя осторожно и сдержанно. Это касается и торговых отношений, и политических.
Сейчас вспыхнули конфликты между Арменией и Азербайджаном, между Таджикистаном и Киргизстаном. Армения уже обратилась к России за помощью, она же, в отличие от Азербайджана, является членом ОДКБ. России приходится лавировать. У нее очень сложное положение. Не знаю, как это будет рассасываться. Народу явно не нравится мобилизация. Но, на мой взгляд, в этой ситуации надо не ногами бегать, а реагировать каким-то другим способом.
Я например, думал, что Владимир Владимирович мог бы избрать путь не военного решения проблемы Донбасса. А, например, поставить перед его жителями вопрос ребром: если вас не устраивает ситуация, получайте российские паспорта и переселяйтесь на территорию России. Выбор был бы за людьми. Были бы они беженцами или перемещенными лицами – это уже другой вопрос. Но для их обустройства должны были выделить какие-то средства. И они были бы гораздо меньшие, чем тратятся на военную операцию. А, главное, не было бы такого конфликта и стольких жертв. Но этот путь вообще не обсуждался. Хотя, на мой взгляд, можно было еще поискать дипломатические пути решения ситуации. Согласен, со стороны все выглядит просто. Почему я беру на себя смелость говорить об этом? Да потому, что 8 лет представлял в Межпарламентском союзе наш казахстанский парламент. И неплохо знаю кухню выстраивания взаимоотношений стран, как происходи лоббирование тех или иных позиций. Поэтому мне кажется, что шанс все решить мирным путем упущен.
А тем людям, которые сегодня бегут в Казахстан, чтобы их, как вы говорите, не забрили, все же надо оставаться в России. И решать на внутриполитической арене те вопросы, которые сегодня стоят перед этой страной, перед нашим соседом.