В паводок навесной мост сорвало, а плотину смыло. За лето земляную насыпь худо-бедно привели в порядок. В школу дети, похоже, пойдут именно по ней. И это совсем не безопасно.
Унесло
Паводок этой весной вновь оставил жителей села Кундузда почти на три недели без связи с большим миром. Одноименная речка сегодня совершенно не выглядит опасной. Более того, она тиха и кротка. О весеннем буйстве говорит глубокое русло да обрывистый берег, что возвышается над водой на четырепять метров.
Весной вода из тургайских степей буквально в течение пары часов поднимается, занимая все это пространство. Русло быстро забивают мокрый снег и льдины.
В Кундузде базируется одно из местных КХ. За рекой посевные клетки. В самом селе живут педагоги, есть дети, пенсионеры. Ежегодно паводок вносит разлад в уклад жизни сельчан. Ведь даже переправиться через Кундузду можно не сразу. Старожилы говорят, что наносит много ила и к берегу просто не подойдешь. Надо ждать, пока подсохнет.
За время существования Кундузды помнят три разных пешеходных моста: деревянный, бетонный и нынешний подвесной металлический. Ему уже около тридцати лет, и срывает конструкцию, как говорят местные жители, регулярно: 2017-й, 2020-й, минувшая весна. На этот раз под воду ушли не только тросы, ледоходом выдрало одну из опор. Ее пришлось заново варить и укреплять кирпичной кладкой.
Кажется невероятным, но жители сами участвуют в восстановлении пешеходной переправы. В прошлые разы местные ТОО и КХ помогали материалами, а мужики собирались и вновь натягивали тросы, укладывали деревянный настил. Работать без специальных знаний небезопасно, но, как проронил житель Кундузды Ораз Бердалиев, другого варианта у людей не было.
Этим летом вновь выделили деньги на материалы. Два КХ – по 400 тысяч тенге, еще одно помогло материалами и техникой еще примерно на 400 тысяч тенге. А вот средств, чтобы нанять бригаду специалистов, нет. Как обмолвился аким Ильичевского сельского округа Ербол Калиев, пока работы ведут своими силами. Местные крестьяне помочь не могут – уборка. Ни людей, ни техники свободной нет.
Мост аким сельского округа пообещал постараться восстановить до первого сентября. Говорят, будут привлекать молодежь. Хватит ли сил и навыков?
Пеший автомобильный
Сегодня все движение между Кундуздой и Новоселовкой идет через плотину. Саму насыпь, а она большей частью глиняная, сделали шире. У основания это 10 метров, но это не решило проблему. Проезжая часть плотины сильно продавлена грузовым транспортом. Местами легковушка может зацепить днищем очередную кочку. Тут, безусловно, надо знать, как ехать.
В этом корреспонденты «КН» убедились лично, приехав на встречу с сельчанами.
При этом для грузовиков и иной тяжелой техники есть другая дорога. Она чуть дальше по течению реки. На дно крестьяне своими силами уложили бетонные плиты. Так теперь и перегоняют технику. Пройти может и легковой транспорт. Но это в удалении от села. Потому все авто от мала до велика рвутся к плотине.
Запретить грузовикам ходить в объезд не могут. Ставили камни, знаки, писали объявления. «Все без толку», – говорит местная жительница Анна Савенко. Машины едут здесь. В реку регулярно опрокидываются грузовики с углем или сеном. Аким сельского округа тоже разводит руками – стоять сутками здесь не может. На нем еще два поселка в округе.
После дождя, говорят местные, пройти по плотине, мягко говоря, сложно. Глиняная дорога скользкая, можно скатиться в воду. Детей пускать по этой насыпи в непогоду никто не рискует. Потому весной после паводка школьники, а их в Кундузде восемь, не один день в школе пропустили.
Да и в солнечные дни не каждый ребенок дойдет от дома до класса. В одну сторону 3,5 километра. Замеряли. По весне первоклашка после такого похода несколько дней пролежала дома – болели ноги.
– Как первый лед встанет, дети будут пытаться перейти реку, – делятся страхами сельчане. – А там полынья. Не дай бог.
Если подвесной мост не доведут до ума к началу сентября, первые же дожди остановят пешеходное и частично автомобильное сообщение между Кундуздой и Новоселовкой.
Упразднить!
Печальная новость прозвучала – Кундузду решено упразднить. Все документы уже согласованы, остались нюансы. Сегодня здесь 12 жилых дворов и 30 жителей. Уже больше трех лет численность населения меньше пятидесяти человек. Рождение пятого ребенка в семье Сергея и Галины Беляевых общую картину не изменило.
Но не это возмущает людей. Ведь они, по сути, станут частью села Новоселовка, а с местными они уже давно соседи. Плохо другое. Ни мост, ни плотина не имеют хозяина. Оттого нет возможности выделить из бюджета деньги на ремонт и поддержание сооружений в рабочем состоянии. Все работы ведут за счет привлеченных средств. Более того, даже если мост поставят на баланс, из-за отсутствия водоохранной зоны защитить проект по его восстановлению не получится.
Сегодня аким сельского округа обещает подровнять поверхность плотины да натянуть мост. Все работы ведут хозспособом. На этой импровизированной площадке, когда мы приехали, сам аким играл роль разнорабочего, его водитель – сварщика, имея необходимые навыки. Говорят, что еще одну опору забетонируют, чтобы повысить прочность. Ведь случись что с детьми – останется только плакать да винить друг друга.
ОТ АВТОРА
К сожалению, в решение проблемы кундуздинских плотины и моста каждый вносит свой посильный вклад. Принципиального решения, которое разрубило бы этот гордиев узел, за многие годы не принял никто. У одних нет возможности, у других – полномочий. Для третьих проблема, возможно, слишком мелка на фоне многих других брешей в противопаводковой обороне Костанайской области.