Елубай АМАНЖОЛОВ – заслуженный работник сельского хозяйства РК, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент КИнЭУ имени М. Дулатова – считает, что после пожара в Аулиекольском районе остались грабли, на которые можно наступить опять. Вот его мнение:
Опять...
– Пожар в Аулиеколе полыхнул так, что не скоро забудем. Депутат областного маслихата Гульмира Капенова обстоятельно рассказала на страницах «КН» («Аулиекольская трагедия оголила тотальные контрасты») о проблемах, которые стали очевидны в дни страшного пожара. Не меньше внимания надо уделить лесу – пока на его месте остается пепелище.Как агроном, я очень хорошо понимаю, какие здесь могут быть грабли. Минувшим летом в областном центре разгорелся скандал вокруг засохших цветочных клумб. Алматинцы выиграли тендер на озеленение города, кое-как поработали с цветочной рассадой – освоили деньги нашего региона, – потом в суде разбирались, почему цветы не прижились, кто в чем виноват. Нечто подобное может случиться и с лесом.
Закон не учитывает
– Естественное восстановление леса займет не меньше чем десяток лет. Кто выиграет конкурс на проведение этих работ?Лес не цветочная клумба. Хотя и на клумбы ушли десятки миллионов тенге, к сожалению, впустую. Кто их возместил и возместил ли? Чтобы люди доверяли, нужна регулярная отчетность перед населением. Время гонит инфляцию, продукты питания все дороже – надо считать, где мы теряем казенные средства. А чтобы поднять лес в Аулиеколе, миллионами не обойдется, потребуются миллиарды тенге. Если конкурс и в этот раз выиграют заезжие подрядчики, дело снова может дойти до судов.
Закон о госзакупках не учитывает многих факторов, по большому счету он не удовлетворяет общество. Ненадлежащие исполнители конкурсных условий не раз и не два безвозвратно увозили куда-то государственные деньги...
Воткнуть саженец и скорее смыться?
– Закон есть закон, к нему надо относиться бережно. Но давайте так: к лесу тоже надо относиться бережно, а он горит десятками тысяч гектаров. Казахстан – огромная территория, девятое место в мире занимает площадь РК. Но лес растет на чуть более четырех процентах от всей нашей земли. Каждое дерево должно иметь свою цену, и подрядчику надо напоминать регулярно, какая задача перед ним стоит. Высадить саженцы – дело не самое сложное. Чтобы они прижились, нужны профессиональные, добросовестные, честные люди. Лично мне хотелось бы видеть местных исполнителей поставленных задач. Но не исключаю, что опять приедут из дальних мест. Приедут и уедут, смоются, если говорить открыто то, что я думаю. Чтобы такого не случилось, надо сразу поставить условие: выиграли тендер на восстановление леса – устраивайтесь рядом, с женами, с детьми, со своим имуществом. Живите здесь, работайте, пока лес не поднимется, пока комиссия не примет работу. Если подрядчику такое условие не понравится, пусть ищет дело попроще, чем лес – на его возрождение потребуется много лет. Но и это еще не все.Нужна ревизия лесопожарной техники
– Года два назад читал в «КН», как работник лесного хозяйства говорил о старой лесопожарной технике и дефиците внимания от вышестоящих инстанций. То, что специалист говорил не пустые слова, подтверждают лесные пожары, почти одновременно случившиеся в нескольких районах нашей области. Значит, надо проверить, что у нас есть для профилактики и ликвидации лесных пожаров. Надо вынести эту тему на публичное обсуждение, на маслихаты и общественные советы. Провести ревизию того, что есть, и по-хозяйски наметить, как решать дефицит лесопожарных машин и специальной тракторной техники, как оборудовать вышки для раннего обнаружения очагов возгорания. Телеустановки, IP-камеры, дроны недешевы, но пожары обходятся нам гораздо дороже.Надо уже сегодня думать о будущем того леса, который будем восстанавливать. Саженцы, надо верить, хорошо приживутся, поднимутся, но их надо сберечь. И в Аулиеколе, и в других районах, где есть лес.