Сергею ЖАЛЫБИНУ, члену Совета сенаторов РК, почетному гражданину города Костаная и Костанайской области, доктору юридических наук посвящается этот материал. 26 января близкие и друзья отмечали юбилей Сергея Михайловича.

История аналога
На календаре 21 января, планета вертится вокруг инаугурации Трампа, а на память приходят наши аналоги. В 2005 году, по случаю избрания президента Казахстана, в столичном отеле класса «люкс» Rixos проходил банкет с участием зарубежных лидеров. Всего на торжества в Астану пригласили 70 иностранных делегаций, из них 32 – на высшем уровне. Были в том числе Путин и Ельцин. Российский президент не выпускал из рук телефон, общался только с Назарбаеым и недолго, из ресторана исчез незаметно. Но с экс-лидером РФ председатель парламентского комитета по законодательству Сергей Жалыбин неожиданно для себя оказался за одним столом. Устроители празднеств имеют привычку путать локации. Когда в соответствии с протоколом и своим рангом, глава комитета поздравил Нурсултана и Сару Назарбаевых, на обратном пути, в отсутствие развязок, чтобы не столкнуться с другими официальными лицами, ему пришлось сесть на первый же свободный стул. И оказаться лицом к лицу с Борисом и Наиной Ельциными. Они были точно такими, как в телевизоре, и первый же вопрос от Бориса Николаевича начинался «ну, шта?». По правилам публичных людей состоялось мимолетное знакомство и взаимные тосты во славу Казахстана и России. Прошло ровно 20 лет. Годы пролетели как из пулемета, меняли на ходу, не самым простым образом, жизнь стран и в странах. Вольно или невольно менялись и люди.
Родом из счастливой семьи
– Родители, Михаил Макарович и Александра Ивановна, умели быть счастливыми, – говорит Сергей Жалыбин. – Мама, по отдельным ее высказываниям, была рада своей женской судьбе. Видный из себя парень, грамотный и семье преданный, когда-то прислал в ее дом сватов. 63 года они красиво и заботливо жили друг возле друга…

Отец, призванный в армию в 1940-м, чудом выжил в неравных и кровавых боях в составе Западного особого военного округа. Выжил через плен, из которого после нескольких неудачных попыток все-таки вырвался и вместе с товарищами вышел на белорусских партизан. В последующих боях на Донбассе был тяжело ранен, а детям, когда спросили о шрамах, сказал: один миллиметр спас меня и вас. Война для Михаила Жалыбина закончилась в городке Ческе-Будеёвице, получившем известность благодаря Ярославу Гашеку и его сатирическому персонажу бравому солдату Швейку. Через много лет младший Жалыбин на отдыхе в Карловых Варах пригласит земляков-казахстанцев на экскурсию в этот городок выпить чешского пива и помянуть солдат Великой Отечественной.
Пресногорьковцы
– Татарский лес в нашей станице был центром дружбы народов, – Сергей Жалыбин не упускает случая сказать о силе межнационального согласия. – Ежегодно здесь проводились ярмарки с народными гуляниями. Обязательным действом было и чревоугодие: в огромных котлах одни варили мясо для бешбармака, другие борщ, третьи – плов, четвертые – уху из рыбы, выловленной поблизости, в озере, опять же Татарском.
Так Пресногорьковка жила до 40-х, а после них уже поредевшая казаками, но спешно родившая новых героев. В 45-м на Нюрнбергском процессе военным преступникам был предъявлен дневник сгинувшего в плену Сергея Воропаева, а родившийся в послевоенные годы педагог и краевед Сергей Виниченко не дал забыть о земляке. Казачья станица Пресногорьковка выпускала из своих рядов творцов. В разные годы здесь жили и работали писатели Габит Мусрепов и Сабит Муканов, учились в местной школе будущие космические деятели Владимир Козлов и лауреат Ленинской премии Михаил Журавлев. Известный театральному миру Николай Коляда родом из Пресногорьковки. К слову, внучка автора этих строк в 24-м году поступила в театральный институт в Екатеринбурге, один из экзаменов у нее принимал Коляда. Когда я спросила, какое впечатление оставил экзаменатор, она ответила одним словом: «необыкновенное». Может, есть в озерах Пресное и Горькое нечто чудодейственное, жизнетворное?
Какая рубашка ближе к телу?
Трудовую деятельность Сергей Жалыбин начал учеником механика. Многочисленные родственники остались недовольны этим выбором. Родители хотели, чтобы сын поступил в железнодорожный институт. Поступал – не получилось. Дед прочил в сельхозинститут. Родная сестра матери окончила в Москве театральный ВУЗ, вышла замуж за известного актера Гургена Тонунца (в свое время он служил в Кустанайском драмтеатре, его фильмография насчитывает полсотни ярких ролей в кино). В этом кругу считали, что Сереже подошла бы творческая профессия. О юриспруденции тогда начинал думать только сам помощник механика. Чтобы поступить в юридический, требовался солидный трудовой стаж – не менее двух лет. О швейной фабрике «Большевичка», где и трудоустроился Сергей, он и сейчас может рассказать на несколько газетных страниц:
– Здесь начиналась моя общественная работа, и не потому, что к этому у меня были заметные наклонности. По существующим уже тогда правилам, в числе групп лидеров должно было соблюдаться гендерно-социальное равенство.
В точку попала Римма Бектурганова, председатель Альянса женских сил Костанайской области:
– Когда дают оценку деятельности Сергея Михайловича, почти не вспоминают, что он одним из первых, если не самым первым, поднял в парламенте вопросы гендерного равенства и противодействия домашнему насилию.

Лидеру надо было быть комсомольцем. Система закрутила в бесчисленных молодежных мероприятиях. Посещал народный театр, играл в парке на танцплощадке в духовом оркестре на баритоне, во Дворце пионеров – на тромбоне и клавишных, участвовал в КВН, демонстрировал модели на подиуме фабрики индпошива уже после армейской службы. А в армии был командиром танка.
– На юбилейное мероприятие к 100-летию комсомола меня пригласили Вера Григорьевна Семенова и Людмила Владимировна Мацупа, спасибо им. Встретил там много известных костанайцев. В унисон словам Жалыбина Вера Семенова говорит:
– Много раз нас сводила судьба на самых разных участках. Вспоминаю замечательный дубль первых наших сенаторов: Жалыбина – Туткушева, профессионалов и патриотов. В становление юридической базы маслихатов Сергей Михайлович внес огромный вклад. Его заслуга в отстаивании интересов рабочего коллектива фабрики «Большевичка». Интересно и продуктивно работалось с ним в первом Общественном совете. Интеллигент, образованный человек, для которого дружба и семья – основа жизни.
Юридическое начало
– Однажды я понял, что надо менять место работы. Наскучило быть молодым человеком без особых перспектив. Поступил на заочное отделение истфака в Кустанайском пединституте, но и это было не совсем мое.
А раз так, судьба дала еще один шанс: Сергея Жалыбина вызвали в горком партии и предложили перейти на работу в органы внутренних дел. Как разворачивалась карьера на этом поприще, многие знают, но «всего и не расскажешь», как точно подметил коллега, адвокат Коллегии адвокатов г. Астаны Тахир Бердимбетов.
– Жалыбин – высочайший профессионал, много сделал в законодательной сфере. На лаврах не почивает, остается добрым и отзывчивым человеком. Патриот. У него одна родина – Казахстан.
Как мы держали марку
Напомню читателям о публикации в КН «Любовь после Победы». Из Германии в редакцию пришло письмо, в котором дочь уроженца села Введенка, просила помочь найти следы ее отца, осужденного трибуналом за любовную связь с немкой. Связью дело не кончилось. Наш земляк, советский офицер, достойно прошедший войну, сбежал из советской зоны оккупации в американскую. Оттуда его выманил СМЕРШ и отдал под трибунал. Дистанция времени 1947-2000-е годы. За безнадежный этот поиск Жалыбин взялся, я посредничала как журналист на три страны: Казахстан, Белоруссия, Германия. Мы держали марку: отказались от денег, которые предлагали нам за работу. Казахстанцы с протянутой рукой в европах не стоят. Вся эта история была полностью «раскручена». Летом 2024 года дочь «изменника родины» вместе с мужем посетила могилу отца в Павлодарской области, куда тот вернулся после лагерей к сестре. Сергей Жалыбин стал героем электронной книги в Германии.
Фото из семейного архива Жалыбиных