АО «Костанайские минералы» широко отпраздновали юбилей.
Живой шифер
В Житикаре отметили день рождения градообразующего предприятия. Комбинату по добыче и переработке хризотила АО «Костанайские минералы» исполнилось 60 лет. На юбилей прибыли иностранные покупатели продукции из 18 стран – СНГ, Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, а также деловые партнеры из Европы и Латинской Америки. Гостям устроили экскурсию по городу и производству. Если выделить главную эмоцию иностранцев – это удивление. Удивление, которого мы лишены: все, что рядом, кажется обычным. На самом деле и комбинат, и его главный минерал, и даже шифер заслуживают особого внимания. Почему?
На главной площади Житикары с самого утра идут торговля, детские выступления и модные дефиле. На сцене разыгрывается костюмированное представление из «Золушки». «Как пробьет 12 раз, Все исчезнет в тот же час!» – слышится таинственный голос.
– Карета превратится в тыкву! – подхватывает ребенок рядом с мужчиной.
– Я ищу работников АО «Костанайские минералы». Вы не работаете на комбинате? – спрашиваю отца ребенка. (Представился, как Нурлан).
– Нет, я работаю с шифером, основу которого производят на комбинате. Я кровельщик.
– Понятно… Можете чтото интересное рассказать о шифере, чего не видно на первый взгляд?
– Наверное, вы не замечаете, но одна крайняя волна у листа шифера стандартной высоты. А с другого края более высокая. При укладке листов высокая волна каждого предыдущего листа как козырек накрывает низкую волну следующего. Это улучшает прочность соединения, плотность и герметичность. Как-то так. Одна волна перекрывающая, а другая перекрываемая.
– Я, кстати, не обращал на это внимания. Спасибо. А что вы скажете о самом материале?
– Даже для чудес необходимо немного времени, – говорит фея со сцены.
– Шифер дышит – не создает в подкровельном пространстве парник. Из-за пористости не набирает жара, как профнастил или металлочерепица. Также он тихий в отличие от металла, под дождем не превращается в барабан. Ремонтопригодный, и ему не нужна какая-то сложная обрешетка, куча уплотнителей. Короче, он простой, недорогой и эффективный.
– Природный, в общем.
– Ну да. Не ржавеет, не шумит, не греется и дышит. Живой.
А я вспоминаю, как неделю назад на этом месте разговаривал с Ерболом Нурхожаевым, председателем правления АО «Костанайские минералы». Он тогда принял участие в беговом КМ-марафоне, а возле финиша болел за своих работников. Председатель тогда заинтриговал сообщением, что АО «КМ» работает над продукцией, которая удивит мир. Он не расшифровал, а я стал искать в Сети и узнал, что хризотил ученые рассматривают не только, как волокно для шифера и труб. Его кристаллы природой сворачиваются в нанотрубки, в тысячи раз тоньше человеческого волоса. Ученые видят в них материал будущего. В медицине – для доставки лекарств и покрытий имплантов. В электронике, как основу транзисторов и сенсоров. В энергетике – для батарей и фильтров. Ведь кремний (основа микроэлектроники) сегодня близок к пределам миниатюризации. Сейчас самые маленькие чипы в 3 нанометра, и на таком уровне кремний начинает «давать сбой». Нанотрубки раздвинут границы?
– Они не могут заставить меня прекратить мечтать, – говорит со сцены Золушка.
Родом из протерозоя
На площади разворачивается праздник, а я пошел в соседний Дом культуры, чтобы еще раз посетить музей. Я был здесь этим летом на день Житикары, но не успел все рассмотреть. Тогда я узнал, что город родился на золоте, а вырос на хризотиле. Также я узнал про этот уникальный минерал и как он появился в степи. Ведь его еще называют горный лен, а гор вокруг Житикары нет. Тем не менее житикаринское месторождение хризотила входит в тройку крупнейших в мире.
Два миллиарда лет назад, в эру протерозоя, когда на планете все бурлило, сталкивалось и перемешивалось, из глубин мантии земли к поверхности поднялись ультраосновные породы, соприкоснулись с водой древнего океана, дали реакцию и начало серпентинитам. В этой кухне возник хризотил. Его кристаллы растут не как кубики или иглы, а как гибкие нити и волокна. Они прочные на разрыв, не горят и не растворяются в кислотах. Это и делает минерал таким востребованным и уникальным, в том числе для шифера. Таким образом, корни АО «Костанайские минералы» уходят в протерозой, здесь он черпает свои силы.
Была суббота, и музей оказался закрыт. На телефон пришло сообщение о том, что новый этап праздничной программы состоится на поле для игры в кокпар.
Very сlean, Very good
Иностранные гости высадились из автобуса и с любопытством осматривают лошадей и всадников. Для них игра кокпар – открытие. Чаще всего иностранца выдает не внешний вид, давно ставший глобальным – мы сейчас все одеты одинаково, – а особый, «детский» взгляд. То, что для нас привычный повседневный фон, для них целый сюжет. Гости уже проехали по городу, возложили цветы к памятнику в парке Победы, посетили стадион и культовые сооружения (мечеть и церковь). Все объекты построены, отремонтированы или находятся на балансе комбината. Также гости побывали в карьере и на производстве. Карьер очень глубокий – больше 310 метров, а в проекте достигнет глубины в 640 метров.
Мне показалось, что один иностранный гость выглядит особенно удивленным, и я обратился к нему. Как оказалось, его зовут Джуд Фернандо и он прибыл со Шри-Ланки, из города Коломбо.
– Как давно вы сотрудничаете с АО «Костанайские минералы?»
– 32 года.
– Немалый срок, значит, вы всем довольны. А какую продукцию покупаете?
– Продукт для шиферного настила. Для жилых домов и производственных предприятий. Very good! – показал большой палец собеседник.
– Вы впервые в Казахстане? Что вас удивило?
– В первый раз. Я был на карьере и ожидал много пыли и мусора. Все оказалось очень чисто. Very-very сlean! Даже было трудно понять, что я на производстве такого огромного предприятия. Окружающей среде ноль вреда.
Джуд Фернандо обвел вокруг руками:
– Казахстан – открытый, гостеприимный, большой, добрый!
Джуд Фернандо поспешил к автобусу. У гостей была плотная программа. А я заглянул в телефон и узнал о дождях на Шри-Ланке. Среднегодовое количество осадков в Коломбо – от 2000 до 5000 мм. В сезон муссонов дождь может идти 20-25 дней в месяц. Среднегодовое количество осадков в Костанае для примера – 300-350 миллиметров. То есть в 6-10 раз меньше, чем во влажной части Шри-Ланки. Для ланкийцев прочная крыша над головой – это не элемент комфорта, а базовый фактор выживания.
Таким образом, Юго-Восточная Азия, Индия и Китай не просто сотрудничают с АО «Костанайские минералы», а вверяют ему свою безопасность. «КМ» можно даже расшифровать, как «Крыша Мира».
По нулевому следу
У поля для кокпара я также встретил Айбола Смагулова, технического директора АО «Костанайские минералы».
– Сегодня много мне рассказывали о шифере. А какую еще продукцию выпускает комбинат?
– Наш основной продукт – это хризотиловое волокно. Из него в Казахстане и по всему миру делают шифер, трубы, фасадные панели, тормозные колодки и десятки других изделий. Мы сами выпускаем линейку строительных материалов: асфальтобетонные смеси, щебень, минеральные порошки, железобетонные изделия. У нас есть и собственные фасадные панели EcoLine Desking. Таким образом комбинат замыкает цикл – от добычи минерала до выпуска готовой продукции для стройки и дорожной отрасли. Номенклатура продукции постоянно растет.
– Неделю назад я узнал, что комбинат поставил задачу достичь нулевого углеродного следа. Накануне юбилея планировалось запустить станцию на солнечных панелях.
– Да, солнечная электростанция мощностью 3,2 МВт введена в эксплуатацию. Парк из 5750 панелей, размещенных на территории в 14 гектаров, будет ежегодно генерировать около 4,8 млн кВт/ч чистой энергии. Это позволит компании снизить зависимость от внешних источников питания и сократить выбросы углерода. Также для очистки карьерных вод перед сбросом в пруд-накопитель внедрена передвижная установка ZOS Modul Oil-85. Многоступенчатая технология обеспечивает очистку до нормативных показателей по взвешенным веществам, нефтепродуктам. Это, конечно, повысит экологическую безопасность. Так что да, мы целенаправленно идем к нулевому следу.
Возраст мудрости
Во второй половине дня на площади состоялись выступления коллективов Костанайской области. Кульминацией стал гала-концерт с участием казахстанских исполнителей первого эшелона – DJ Akhmetoff, JCS, KeshYou, Alem, Nazima, Kalifarniya и Sadraddin. На Sadraddinа есть рецензии, где его называют голосом поколения. Возможно, что это так. В любом случае АО «КМ» привезло для житикаринцев лучших. Горожане не остались равнодушными и понемногу заполнили всю площадь.
Особое место заняла церемония награждения, открытая акимом района Асланом Жаныспаевым и председателем правления АО «КМ» Ерболом Нурхожаевым. Почетные грамоты акима области и звания «Ветеран труда АО «Костанайские минералы» получили специалисты, проявившие высокий профессионализм, посвятившие предприятию десятилетия. Звание ветерана труда было присвоено самому Ерболу Нурхожаеву (для него это стало сюрпризом).
Я в это время познакомился на площади с соседом. Мужчина средних лет, Сергей, также не оказался работником АО «КМ».
– Они все на работе, наверное? Комбинат ведь не остановишь, – предположил он, прокричав в ухо.
Акустика и динамики мощной сцены заставляли вибрировать площадь. А когда награждали Ербола Нурхожаева, он вновь прокричал: «Заслуженная награда! Он уже больше 20 лет здесь. При нем комбинат вышел на новый уровень и достиг рекордов».
На сцене в это время сменялись артисты и выступающие. Они отмечали, что 60 лет – это возраст мудрости, когда ты уже не просто предприятие, а часть ландшафта, истории и судеб. И почти каждый подчеркивал, что АО «Костанайские минералы» – это не только карьер глубиной в 310 метров и шифер на крышах мира. Это, прежде всего, люди, которые добывают «горный лен» в степи.
Фото Сергея МИРОНОВА