«Государство при любом правлении нужно уметь сберечь»

Всё ли могут короли? Как и почему меняется воля монархов? Кому отдаёт предпочтение народ? Об этом беседуем с Еленой РУБИНШТЕЙН.

СПРАВКА

Елена Рубинштейн – профессор КСТУ им. З. Алдамжар, доктор исторических наук. С отличием окончила: среднюю школу в Куста — нае, исторический факультет и аспирантуру Московского государственного университета им. Ломоносова, где специализировалась по истории Великобритании XVIII века на кафедре «Новая и новейшая история Европы и Америки». Докторскую диссертацию защитила в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби.

«…и не сняв шапок, слушать гимны»

– Елена Бертрановна, в сентябре в России вышел Указ президента Путина о подготовке к 300-летнему юбилею Екатерины Второй в 2029 году – будет создан оргкомитет, в котором примут активное участие Правительство, деятели культуры, науки и, разумеется, историки. Похоже на сенсацию, поскольку в советское время этого не могло быть в принципе, и Екатерина, а точнее, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская – чистая немка, ни капли русской крови. Может, все дело в том, что помимо несомненных заслуг Екатерины перед Империей, в России давно тоскуют о монархии, как о наиболее стабилизирующем общественно-политическом институте?

– Государство при любом правлении надо уметь сберечь. Наверное, будете удивлены: Карл III, его дети и внуки – принцы Уильям, Гарри, Джордж и Луи – прямые потомки Екатерины II и Павла через Николая I. Муж Елизаветы II – принц Филипп – был внуком греческой королевы Ольги Константиновны, внучки Николая I. В определенный период Гарри рассматривался как претендент на трон возрожденной Российской империи.

Во Франции все династии пробовали восстановиться – Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты. А в 1875 году, после Пятой революции, Республика установилась окончательно. В России ХХI века об этом можно думать только в бреду. На сегодня 29 монархий являются суверенными государствами, и около полутора десятка стран состоят в Содружестве наций, они признают своим главой британского монарха.

Среди всех современных королевских домов британская королевская семья вызывает наибольший интерес. Об этом свидетельствуют королевские мероприятия – коронации, юбилеи, свадьбы, даже похороны, которые многомиллиардными аудиториями составляют конкуренцию с трансляцией Олимпийских игр, чемпионатами по футболу и церемонией вручения премии «Оскар». 2,5 миллиарда зрителей собрали похороны принцессы Дианы и свадьба ее сына принца Уильяма с Кейт Миддлтон.

Какую битву пришлось выдержать лично королеве Елизавете II, чтобы допустить телекамеры на эти мероприятия! Когда венчались ее родители, герцоги Йорские, то было предложение радиотрансляции церемонии венчания. Это вызвало резкую отповедь архиепископа Кентерберийского: простолюдины будут сидеть с пабах с кружкой пива и, не сняв шапок, слушать церковные гимны! 27-летняя королева Елизавета II настояла на телетрансляции своей коронации, хотя консерваторы были категорически против. Жизнь и время показали, что права была она.

Популярность британской королевской семьи отражают и высокие рейтинги фильмов, спектаклей, сериалов по нескольку сезонов. «Корона» получила множество наград, The Royals – сериал с голливудской звездой Лиз Херли в роли вымышленной британской королевы Елены – что-то среднее между двумя принцессами Уэльскими Дианой и Кэтрин, если бы кто-то из них или обе стали королевами, а также знаменитые «Виндзоры».

Мера жестокости монархий

– Русскоязычной аудитории более доступны «императорские» сериалы производства РФ, спонсируемые в том числе государством. Та же «Екатерина», «Павел Первый и Последний», «Александр Первый». Видимо, линейка дойдет и до последнего монарха. Есть что смотреть, и есть чему ужасаться в этих сериалах. Просвещенные монархии нынешнего времени не так жестоки, надо полагать?

– Какими мерками мерять жестокость, из этого будем исходить. Британская монархия в царствование Елизаветы II и монархия ее сына Карла III – две большие разницы. Елизавета II царствовала дольше всех – семьдесят лет – за всю тысячелетнюю историю британской монархии. Ее сын стал самым долго ждущим наследником: только в 73 года был провозглашен королем! Золотой, 50-летний, бриллиантовый, 60-летний и платиновый, 70-летний юбилеи королевы на троне показали ее невероятную популярность. Среди многотысячной толпы несли самодельные транспаранты «Елизавета, ты – бриллиант».

Что случилось с Дианой?

– Значит, народ королей любит и поклоняется им?

– Отношение к сыну Елизаветы – Карлу – было совершенно иное, чему способствовало крушение брака с всеобщей любимицей принцессой Дианой. Королевский биограф, леди Элизабет Лонгфорд, заметила: «До прихода Дианы королевскую семью считали скучной и малоинтересной. Было важно придать ей блеск, и Диана с этим справилась великолепно».

С юной 20-летней принцессой в королевскую семью пришел голливудский шик, и газеты сплетничали о ней не меньше, чем о голливудских знаменитостях, что крайне раздражало консервативных членов «фирмы» – такое неофициальное название носит королевская семья. Трагическая гибель Дианы навсегда разделила общество: официальная версия гласила о несчастном случае, но есть и другая версия.

Особенно после сенсационной публикации написанного ею за год до смерти письма, в котором она прямо обвинила бывшего супруга в подготовке автокатастрофы. Публикация этого письма в мемуарах ее дворецкого Пола Баррела в январе 2004 года имела эффект разорвавшейся бомбы. Однако проведенное еще раз следствие оставило прежний вердикт.

Принц Уильям или ди Каприо?

– Конспирологические версии в контексте власти у широкой публики вне конкуренции…

– Рекомендую посмотреть на YouTube интервью Геннадия Соколова, историка спецлужб. Он работал в диппредставительствах, издал много книг. Он обращает внимание на удивительное сходство катастрофы в парижском туннеле Альма и гибели короля Лесото за год до того.

Споры не утихают. Сыновья Дианы – принцы Уильям и Гарри – стали олицетворять будущее британской монархии, чему посвящен коллективный портрет королевской семьи в честь столетия королевы-матери в 2000 году. В центре его стоит 18-летний Уильям. Королевские биографы замечали в те годы, что ни один член монаршей семьи не пользуется среди молодежи такой популярностью, как он. Некоторые договорились до того, что Уильям мог потеснить Леонардо ди Каприо как секс-символ нашего времени.

Поэтому вызывают только недоумение писания молодых журналистов, рожденных после тех событий, что принц Уильям «превратился из невзрачного молодого человека в государственного деятеля мирового масштаба». Невзрачным он никогда не был – рост 191 см, красавец-блондин, похожий на свою мать. Свадьба с «золушкой» Кейт Миддлтон еще больше увеличила их совместную популярность.

Бывший пресс-секретарь Дианы писал о наступлении «кембриджской эры» в британской истории – по титулу герцогов Кембриджских. А когда принц Гарри женился на афро-американке, звезде сериала «Форс-мажоры» Меган Маркл, и стали герцогами Сассекскими, подданные заговорили о «великолепной четверке» в британской королевской семье. Братья достойно почтили 20-летие гибели своей матери в 2017 году многочисленными интервью, документальными фильмами и проектом статуи Дианы, изготовление которой, увы, затянулось.

Нюанс о Карле Третьем

– Однажды престарелая дама припомнила, что и принц Чарльз, ныне Карл Третий, был популярным.

– Да, это интересный нюанс. Старейшая жительница планеты, 116-летняя Этель Катерхэм, рассказала Карлу, как в конце 60-х в него были влюблены все девушки и мечтали выйти за принца замуж. Король был растроган этими воспоминаниями.

Продолжение следует…

В следующем выпуске: почему опустел королевский балкон? Популярность – залог стабильной власти? Что ждет монархию?

Фото Peopletalk.ru и Golosameriki.com