Курская дуга. Часть третья

«С февраля 1942 года в прифронтовых зонах и в тылу стали формироваться паровозные колонны особого резерва, в т. ч. в Казахстане. Одной из первых вошла в Берлин колонна, составленная в Сары-Азеке. Только в 46-м она вернулась в Казахстан. Под Курском работало 26 паровозных колонн – 30 паровозов серии Б и 425 человек личного состава в каждой. В этом числе была и 18-я колонна, сформированная в Северном Казахстане».
Из беседы с Александром МАНЖОСОВЫМ

Первая часть

Вторая часть

Колонны особого назначения

Паровозные колонны успешно работали в отрыве от локомотивных депо и ремонтных баз. Как объясняют специалисты, это была особая форма эксплуатации: высокая маневренность, оперативность, возможность сосредоточения в районах массовых воинских перевозок. Александр Манжосов подчеркивал, что паровозные колонны – этап второй, он был эффективным настолько, насколько быстро и грамотно восстанавливались дороги, мосты и путепроводы.

Российское издание «КоммерсантЪ» 14 апреля объявило о спецпроекте «80 лет. Экономика Победы». Первая публикация в этом цикле названа «Стальные нервы войны» с подзаголовком «Железные дороги как важнейший фактор разгрома Германии». Приведу цитату: «Войну нельзя выиграть, если на передовую не доставить вовремя все необходимое, если у вас нет топлива для моторов, если вы не обеспечили промышленный
тыл кадрами или если ваши инженеры и рабочие неспособны создать лучший танк, чем у врага. За любой победой в боях стоит победа в экономике».

В этой же статье упоминается и о колоннах особого назначения, и о том, что «несмотря на все кризисы и проблемы, железные дороги СССР военного времени сумели адаптироваться к экстремальным нагрузкам… и работали с высокой интенсивностью. Они смогли обеспечить сосредоточение огромных масс войск и материалов к Сталинградской и Курской битвам…». Наш земляк П.И. БАКАРЕВ в грандиозной этой деятельности занимал одно из ведущих мест.

Крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой, 12 июля 1943 года

Тот мост

В Курске, в научной библиотеке имени Асеева, корреспонденту «КН» показали книгу «Герои стальных магистралей». Один из очерков, за подписью А.Д.
Марченко, посвящен Бакареву. Интересно было узнать, что в Кустанае он учился в школе Алтынсарина. Дальше в биографии генерала упомянута учеба в Ленинградском металлургическом институте и Военно-транспортной академии РККА.

«За пару месяцев до начала войны части 5-й бригады, где служил Бакарев, перебрасывают с Дальнего Востока на реконструкцию железнодорожного хозяйства Львовской области, – пишет Марченко. – 22 июня 1941 года бригада находилась на западной границе СССР…».

«Уроженец Кустаная был одним из специалистов, кто в период освобождения Киева от фашистов и дальнейшего наступления на запад построил
уникальный мост через Днепр. Мост упоминается во многих военных хрониках, документах, мемуарах. Его строительство совпало по времени с Указом
о присвоении звания Героя Социалистического Труда 127 железнодорожникам – за обеспечение успеха советских войск в Курской битве. В газете «Красная Звезда» от 17 апреля 2002 года Виталий Мороз пишет: «…Тот мост наводили невиданными темпами: 81,5 погонных метра в сутки… 1059 погонных метров за 13 суток – впервые в истории. Ни до, ни после таких темпов мостостроители не знали. Работа была начата 13 ноября, а 20 числа этого же месяца (1943 г.) по нему пошел первый эшелон с танками…».

Моменты схождения

Как пишет Марченко, с 10 февраля по 20 апреля 1945 года было приведено в рабочее состояние 3200 км железных дорог в Польше и Восточной
Пруссии. При штурме Берлина железнодорожники УВВР, руководимые Бакаревым, прикрывали наступление Второго Белорусского фронта. Они же
восстанавливали магистраль от границ СССР до Гдыни на Балтийском море. 18 мая поезда пошли на Штетин, а 22-го – на Росток (ударение на первое О).

В начале 2000-х мне не раз довелось беседовать с фронтовиком Ж.Ш. Турсуновым. В 42-м ему было всего 17, призвали не на фронт, а на заводское
обучение. 25 молодых ребят из Карасу отправили в Караганду обучаться рабочим специальностям. Как строитель-огнеупорщик работал на сооружении
коксохимических печей в Нижнем Тагиле, в Кемерово, в Губахе, в Кунгуре. Вместе с другом написал заявление в военкомат, не упомянув, что есть «бронь». Первый в истории Великой Отечественной войны победный салют в честь взятия городов Орла и Курска добровольцы увидели на станции «Москва-Сортировочная». Жанабиль и его товарищ в военном эшелоне двигались к фронту из Пермской области. Боевое крещение принял
на Черниговском направлении в октябре 43-го. 18-летний наводчик орудийного расчета стоял против немецких танков. Первый бой принес сначала ощущение полной беззащитности, а потом и первые медали – «За боевые заслуги» и «За отвагу».

В 43-м на арену военных действий вышли самоходные установки (СУ), мало отличающиеся от танков. Самоходки эффективно уничтожали немецких
«тигров» и «фердинандов». Жанабиля Турсунова зачислили в экипаж СУ-85 наводчиком, и по май 45-го он воевал в составе Первого Гвардейского Донского танкового корпуса 65-й армии Второго Белорусского фронта под командованием Рокоссовского.

– Мы считали его лучшим среди других генералов. И по виду он был высокий, красивый, – рассказывал Жанабиль Шаяхметович. – В Белоруссии
технике тяжело было: на штык лопаты твердая почва, а глубже – топь. Гусеницы приходилось в «лапти» обувать – Рокоссовский придумал.

Воочию любимого полководца Жанабиль увидел в мае 45-го в городе Ростоке, упомянутом в биографии Бакарева. На берегу Балтийского моря встречались союзные армии – СССР и Великобритании. Рокоссовский выступил на митинге, а вечером, когда союзники общались уже
за накрытыми столами, Жанабиль Турсунов был в числе тех, кто обеспечивал безопасность военачальников.

Поскольку корреспонденту «КН» довелось побывать и в Курске (2006 год), и в Ростоке (2009 г.), не могла обойти стороной моменты схождения
знакомых имен и событий. В этой связи упомяну и обратную сторону «момента». Довелось пообщаться с дочерью солдата вермахта, который лишился
руки в воронежских лесах. Незадолго до пандемии она побывала в Москве и Санкт-Петербурге. Осталась в восторге от красоты городов и уровня
сервиса. Но в настоящее время пытается высказать мне свое осуждение политики Путина. Я уклоняюсь от этих разговоров – упреки не по адресу.

Танк шёл на танк

Во второй части материала я рассказывала, что в октябре 2006 года побывала на приеме у губернатора Курской области А. Михайлова и главы регионального правительства А. Зубарева. Общение состоялось не только в их кабинетах, но и в кортеже губернатора. Руководство объезжало некоторые районы, пригласили и меня. Полным ходом шла жатва, механизаторам дали перекур, они и рассказали, что на этих самых полях еще в 60-е
годы стояли сгоревшие танки. В «упоении боем» (по Пушкину) танки шли в лоб друг на друга, сливались в огне.

– Они вставали на дыбы и стояли так долгие годы, их не могли растащить – диффузия, – рассказывали бывшие курские мальчишки, детство которых
прошло среди оплавленных танков.

На Прохоровском поле, южном фасе Курской дуги, ныне музей-заповедник в Белгородской области, в октябре 2006 года было зелено и спокойно.
Лишь колокол на звоннице Памятника Победы отбивал удары «о героях былых времен». 12 июля 1943 года здесь сражалось более тысячи танков. «…с зияющими пробоинами, сорванными гусеницами и башнями среди ржи горели сотни танков. С высоты падали горящие самолеты, уцелевшие экипажи подбитых танков продолжали бой врукопашную. Неподдающееся воображению месиво из огня, металла и людских тел…», – таким вспоминали поле очевидцы. На Курскую дугу танков с обеих сторон было брошено в семь раз больше, чем под Москву и в пять раз, чем под Сталинград.

Даже несколько дней на уже и еще мирной «дуге» остаются в памяти как собственный этап жизни. О котором «после войны» уже не скажешь.

P.S. Генерал-лейтенант П.И. Бакарев, Герой Социалистического Труда, кавалер полководческого ордена Кутузова I степени, умер в возрасте
63 лет. Похоронен в Москве. Б.И. Рубинштейн безуспешно добивался, чтобы для П.И. Бакарева нашлось место и в парке Победы Костаная.