«Все командование Курской битвой замыкалось на Рокоссовском. Полководец лично захотел увидеть, что представляет из себя 5-я железнодорожная бригада Бакарева. Зачем? Затем, что перед бригадой стояла непомерная задача – восстановить в кратчайшие сроки пути от Воронежа до Курска. Способна ли часть на этот подвиг?». Корреспондент «КН» в октябре 2006 года ехала в Курск, чтобы услышать, в том числе и этот вопрос, и ответ на него, и прямое их отношение к военной биографии нашего земляка П.И. БАКАРЕВА.
«Кутузов» против «Цитадели»
По плану операции «Цитадель» наступление немцев на Курск начиналось из Орла и Белгорода (5 июля 1943 г.). Ударные группировки вермахта численностью в живой силе приближались к миллиону, а к ним почти три тысячи танков, две тысячи самолетов, пушки, минометы и т.п. Этой мощью немцы планировали «компенсировать» разгром под Сталинградом. Но «Кутузов» – кодовое название операции советских войск – по оценке Сталина, поставил гитлеровскую армию «перед катастрофой».
Кто там был?
В город Орел московский поезд на Курск – Донецк (см. первую часть) въехал в сумерках – в октябре день уже короче ночи. Старый вокзал, построенный в 1868 году на Московско-Курской железной дороге, был уничтожен войной. Новый отстроили в 50-е. В темноте ярко выделялись витражи с лицами знаменитых писателей-орловцев: Бунина, Пришвина, Фета, Тургенева.
Между тем задачей корреспондента «КН» были имена земляков (за несколько часов в забитом гастарбайтерами общем вагоне вспомнить своих было невозможно). Но потом много раз мысленно возвращалась к этой поездке. Сейчас на портале military-kz.ucoz.org рассказывается о подвигах казахов на орловском плацдарме: Вахита Колумбазова, Байкаджинова, А. Игамбердиева, Абды-Карима Кайсамова, С. Имангулова, О. Кубатова, Сабита Койбаева… Здесь же, безотносительно к местам сражений, упомянуты талантливые командиры Великой Отечественной: генерал-майоры Шакир Жексенбаев (1901-1988 гг., первый советский казахский профессиональный военный, генерал), Бердин-Гелий Игликов (1910-1991 гг., генерал-майор инженерно-технической службы), Нурлы Байкенов (1915-1991 гг., служил в составе политотделов, звание генерала получил уже в мирное время), гвардии полковник Бауыржан Момышулы (1910-1982 гг., Герой Советского Союза, писатель), полковник Абильхаир Баймульдин (1909-1944 гг., участник Гражданской и Великой Отечественной войн).
Орел – северный фас дуги – сменился ее центром. В Курск поезд прибыл глубокой ночью. На вокзале меня встретили, остановилась я в гостинице «Октябрьская». Утром следующего дня проект «КН» «Генерал Бакарев» вступил в полную силу.
В главных кабинетах
Благодаря содействию В.С. Розинова, была принята губернатором Курской области Александром Михайловым (1951-2020 гг.) и председателем правительства области Александром Зубаревым. Их кабинеты в здании областной администрации находились в разных концах длинного коридора. Возможно, в том же самом кабинете, который в 1996-2000 годах занимал первый губернатор Курской области, военный летчик, Герой России Александр Руцкой, политический любимец на постсоветском пространстве, в котором потом работал Михайлов, сейчас занимает и третий Александр – Хинштейн, пока еще ВРИО губернатора. Мне выпало беседовать с Михайловым – лицом он напомнил урожденного курянина, знаменитого первого секретаря Кустанайского обкома партии А.М. Бородина. Интервью и с Михайловым, и с Зубаревым (на темы постсоветской интеграции, экономики, политики СНГ) были опубликованы в «КН». А в ходе командировки встречи с первыми лицами дали мне относительный карт-бланш – полномочия и свободу действий.
В приемной губернатора сообщили, с кем можно поговорить о П.И. Бакареве, а в областной научной библиотеке имени Асеева, когда я туда пришла, уже была подготовлена информация о нашем земляке, копии публикаций мне подарили как зарубежному журналисту, гостю региона. Вскоре предстояла и встреча с тезкой губернатора – Александром Николаевичем МАНЖОСОВЫМ (родился в 1951 году).
Абсолютные руины
– Немцы отступали планомерно. От Воронежа они быстро убегали, но не оставляли после себя ни одного моста, ни одного путепровода, ни одного стрелочного перевода – все взрывали. Дорога – 246 километров – представляла из себя ледяную пустыню. Все крупные железнодорожные узлы лежали в руинах. Вокзалы, паровозные и экипировочные хозяйства, электрои водоснабжение – абсолютные руины. Но перед бригадой Бакарева стояла потрясающая задача: в десять дней открыть движение от Воронежа до Курска.
Манжосова цитирую дословно. До Курска ничего о нем не слышала. В первый и единственный раз встретила его в областной больнице – он заведовал там отделением пульмонологии. Кандидат медицинских наук, и как оказалось, кандидат исторических наук (защитил диссертацию на тему военных железнодорожников).
Александр Николаевич, слава Богу, жив. Когда готовила материал, нашла о нем много сообщений. Манжосов продолжает активно заниматься поиском, военно-патриотическим воспитанием, публицистикой. Когда общались, было заметно, что он привык к трибуне, говорил эмоционально, по памяти, не заглядывая в справочники.
– Когда мы знакомимся с документами той поры, мы должны отдавать себе отчет, что судьба нас сводит с деятельностью людей совершенно другого поколения, иных нравственных, моральных, физических ценностей. Лично мне надоели разговоры о заградотрядах, которые якобы обеспечивали мужество и героизм советских войск. В любом случае за спинами железнодорожников заградотряды никогда не стояли. Их никто не гнал с пулеметами.
Проходила пехота, а за нею сразу же шли железнодорожные войска. Перед ними стояла задача: восстановить! Ее, эту задачу, ставил перед ними не нарком – ее ставила родина.
С тремя сундуками прибыли в Казахстан
Неожиданно, хотя что тут неожиданного, собеседник упомянул и роль Казахстана в судьбе своих близких:
– В 1941 году, когда эвакуировался Курск, мои бабушка, мать и две тети, уложив скарб в три сундука, прибыли в Казахстан. Сорок первый, второй и третий годы они прожили на станции Отар. Мама, Баранищева Таисия Владимировна, в 18 лет пошла работать на железную дорогу, несмотря на ревматический порок сердца. Тетка, студентка третьего курса филфака Курского пединститута, стала учить грамоте детишек. Никогда ни мать, ни бабушка не сказали, что казахи относились к ним плохо. Они считали себя обязанными этим людям, так как были расселены в казарме, из которой выселили казахские семьи. Начальник станции, казах, частенько приносил в казарму что-нибудь из продуктов. Мама еще не знала, что судьба свяжет ее с человеком, которому в 1941 году также дал приют Казахстан, город Кызыл-Орда. Мой отец, Николай Петрович, эвакуировался сюда с Курским техникумом паровозного хозяйства. Он любил повторять, что Курский техникум заканчивал в Кызыл-Орде. Из его четвертого курса, это 31 человек, 15 полегли на фронтах. Отец восстановил все фамилии, и сегодня возле здания техникума им поставлен памятник…
Что сказал Рокоссовский
Вернемся к 5-й бригаде Бакарева, увидеть которую счел нужным будущий маршал СССР (звание присвоено в июне 1944 года). И какими он увидел военных железнодорожников. Александр Манжосов рассказал: – Построили личный состав – оборванные, обожженные люди. Этим тыловикам, каковыми они считались, доставалось не меньше, чем регулярной армии. Из оружия у них были только карабины, а работали ломами, лопатами, кирками. Они не знали тишины: трудились под обстрелами и под бомбежками. Убитых хоронили рядом со стальными магистралями. Этих могил сегодня уже никто не найдет. А тогда Рокоссовский, посмотрев на бригаду, приказал всех переодеть и переобуть. Ему ответили, что это очень сложная задача: нет ни сапог, ни ватников, ни шапок. Полководец отрезал:
– Это тот случай, когда обсуждать непозволительно!
На следующее утро бакаревцы были переобмундированы…
Продолжение следует…