…до бочки с водой. Насосная станция «заслонила» бюст дважды Героя Советского Союза Ивана Павлова.
Вместо достоинства
Иван Павлов похоронен на Братском кладбище Кустаная (теперь парк Победы). 28-летний летчик погиб на западе Украины 12 октября 1950 года во время учебно-тренировочного полета в трудных погодных условиях. В этом году 75 лет со дня гибели прославленного аса и 80 лет великой Победе. В этом же году в парке Победы у бюста и могилы летчика появилась насосная станция.
В «КН» обратился читатель с вопросом: уместно ли такое соседство? А позже, независимо от первого обращения, пришло другое письмо: «Коробка, железо, большая бочка. Наверное, дважды Герой Советского Союза заслуживает, чтобы его могила и бюст были окружены тишиной и достоинством, а не хозпостройками?».
А что поделать?
Парк Победы, обеденное время. Люди проходят мимо бюста Ивану Фомичу Павлову. Станция стоит в пяти шагах от памятника. Большая пластиковая емкость выше бюста Героя и своим массивом перетягивает внимание на себя. Металлическая постройка с насосным оборудованием обшита листами «под кирпич» и усиливает диссонанс.
У прохожей мы интересуемся мнением о соседстве. «Станция нужна для полива нашего парка. Что теперь поделать?» – разводит руками женщина.
Действительно, станция – важная часть инфраструктуры парка: автополив зеленых насаждений, сохранение газонов, снижение ручного труда, экономия ресурсов. Но место для станции нашли худшее из возможных. Коммунальное хозяйство – это кишечник города, неприглядное, жизненно необходимое и, как правило, скрытое от глаз. Объекты культурного и мемориального наследия – это сердце. Так получается, что сердце у нас теперь бьется где-то глубоко в низу живота.
– Что вы знаете о Павлове? – стали спрашивать мы у прохожих. Сведения оказались крайне поверхностные. Появился повод напомнить о летчике и его подвигах.
Невидимый щит
Но вначале мы написали запросы в ЖКХ, Управление культуры и iKomek:
«В газету «Костанайские новости» обратились читатели, возмущенные установкой насосной станции в пяти метрах от могилы и бюста дважды Героя Советского Союза Ивана Павлова в парке Победы.
В Республике Казахстан действует Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия». В нем закреплено: объект историко-культурного наследия (сюда относятся памятники, захоронения героев, мемориалы) не может существовать «сам по себе». Вокруг него утверждается охранная зона. Это территория, которая обеспечивает сохранение памятника, его визуального восприятия и мемориального облика. Это невидимый щит нашей памяти.
В пределах зоны запрещается любое строительство, не связанное с самим памятником, хозяйственная деятельность, которая искажает или затрудняет восприятие объекта, установка инженерных сооружений, рекламных щитов, времянок и т. п.
Читателям хотелось бы услышать мнение компетентных ведомств о правомочности строительства бытового, хозяйственного объекта вблизи памятника Герою. Немаловажно, что это не просто бюст, это могила Ивана Павлова, имя которого в Костанае носит центральная улица и село в Костанайском районе».
Остался в живых
Кто такой дважды Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны в цифрах? В годы войны было призвано 34,5 миллиона советских граждан. Из них именно на войне удостоились звания дважды Героя Советского Союза всего 95 военнослужащих. Это 0,000275% от призванных.
Иван Павлов был штурмовиком, летал на ИЛ-2. ИЛ-2 называли «летающим танком» (из-за особенностей бронирования и мощной 23-миллиметровой пушки ВЯ-23). Но в первые годы войны потери были чудовищными. Летом 1941-го–зимой 1942 года средняя продолжительность жизни летчикаштурмовика на фронте составляла три-пять боевых вылетов (источники «Боевые потери авиации РККА» и воспоминания штурмовиков). По другим данным – 10-12 вылетов, что не меняет бедственную картину. В 1943 году появились ИЛ-2 двухместные (со стрелком). Прикрытие задней полусферы самолета снизило потери, но они все равно оставались очень тяжелыми. Шансы дожить до 30–40 вылетов были невелики. Уже к концу войны «средний» счет боевых вылетов на штурмовика – порядка 50–80 (многие погибали раньше, а дотянуть до ста считалось исключительным мастерством и везением). Общие данные по ВВС РККА: на 36 тысяч выпущенных Ил-2 война «съела» более 23 тысячи машин – огромная доля. Во многом такие потери связаны с характером действий. Эффективный профиль штурмовки – 50-300 метров над землей, где плотность огня всех видов наземного вооружения была смертельно высокой.
Героя Советского Союза нередко давали именно по «планке» вылетов. Сто вылетов – часто первая «Золотая Звезда». Но учитывалась не сухая цифра, а результативность: уничтоженные эшелоны, танки, переправы, точные удары по ключевым целям. Подтверждением служило наземное наблюдение сухопутных частей РККА и свидетельства участников эскадрильи.
Первую Звезду Героя Иван Павлов получил за 127 боевых результативных вылетов в октябре 1943 года. Вторую Звезду – в феврале 1945 года. Всего по разным данным летчик-ас провел 237-248 боевых вылетов. То есть Павлов прожил в небе в три-пять раз дольше, чем среднестатистический штурмовик. Его боевой срок жизни был уникально высоким. И, конечно, он отличался результативностью. Только за май-август 1942 года в первых 26 боевых вылетах (еще на одноместном ИЛ-2) согласно наградным документам Павлов уничтожил две переправы через Волгу и Днепр, три танка, двенадцать автомашин, шесть полевых и восемь зенитных орудий, шесть повозок с боеприпасами.
Об Иване Павлове осталось много воспоминаний. В 1977 году была издана книга его бортстрелка Бориса Шуканова «Траектория подвига». Павлов бывал в Кустанае, в том числе в редакции газеты «Сталинский путь». Тогда ребенок, будущий известный телеведущий «Кинопанорамы» Даль Орлов был на этой встрече с Павловым. В беседе с журналистами «КН» он отметил актерскую красоту и харизматичность Павлова. Кустанайцы любили героя, гордились им, собрали деньги на именной самолет. Англоязычная «Википедия» упоминает об этом и надписи на фюзеляже: «Герою Советского Союза, т. Павлову от трудящихся г. Кустанай». Странно, но англоязычная «Википедия» по объему информации о Павлове раза в четыре обширнее русскоязычной.
Надежда
После некоторого путешествия по инстанциям наш запрос получил ответ. Его дал отдел охраны историко-культурного наследия Центра исследования реставрации и охраны историко-культурного наследия Управления культуры акимата Костанайской области. Аскар Абдрахманов, заместитель руководителя отдела, сообщил: «Нами в отдел ЖКХ г. Костанай направлено письмо с рекомендациями демонтажа или передислокации данного временного строения, предназначенного для осуществления летнего ухода за парком. Будем добиваться соблюдения режима использования охранной зоны памятника. В письме разъяснены положения о расстояниях, ближе которых располагать строения подобного типа запрещено».
«КН» надеются, что после этого письма и передислокации станции современные костанайцы станут к Герою на один шаг ближе. Газета сообщит об изменениях, если они произойдут.
ФАРИД ДАНДЫБАЕВ
ЕКАТЕРИНА ТУРБИЛОВА
ФОТО ФАРИДА ДАНДЫБАЕВА
И ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ