Это заняло больше двух часов. Дело слушается в суде N 2 Костаная. Среди пятнадцати подсудимых как рядовые сотрудники противопожарных частей области, так и руководители подразделений на местах. Есть офицеры в должности лейтенанта и капитана, есть рядовые сержанты.
Самая большая должность и погоны подполковника гражданской защиты у 39-летнего Бауржана Алимбаева. Он на момент ареста был начальником управления кадровой службы Департамента по чрезвычайным ситуациям. Причем, эту должность Алимбаев получил, что называется, в самый разгар правонарушений, которые ему теперь вменяют. Подполковника обвиняют в мошенничестве и получении взятки. Можно сказать, смешной, в 20 тысяч тенге, но факт есть факт. Алимбаев единственный из 15 подсудимых, кого в зал суда доставляют под конвоем.
В даче взятки обвиняется Дархан Ермагамбет из Аулиекольского района, он возглавлял пожарную часть в поселке Кушмурун. У всех остальных – попытка дачи взятки, посредничество. Особая роль – у заместителя начальника пожарной части села Караменды Наурзумского района Ерхата Шетигуловаи и начальника пожарной части из Кушмуруна Дархана Ермагамбета. Они значатся посредниками, через которых многие сотрудники разных районов (Узункольского, Аулиекольского, Наурзумского) выходили, условно говоря, на Алимбаева. Условно – потому что сам лично он «на свет» не выходил.
Еламан Жумабаев очень хотел перевестись по службе в пожарную часть села Караменды Наурзумского района. А Телеу Едирес не устраивала работа в Житикаре, мечтал вернуться в родной Аркалык. Первому это стоило 30 тысяч тенге, второму – 300 тысяч. Разные суммы объяснялись тем, через какого посредника – заместителя начальника ПЖ Караменды Ерхата Шетигулова или начальника Кушмурунской пожарной части Дархана Ермагамбет - они выходили на Алимбаева. Сержант Руслан Бобжиков, как и Мирас Турманов очень сомневались, что могут пройти переаттестацию. И заплатили по 30 тысяч тенге. Посредникам. После чего самостоятельно прошли аттестацию. По утверждению обвинения, Бауржан Алимбаев, когда обещал помочь, всех обманывал, поскольку реально не мог повлиять на итоги аттестации или присвоение более высокого классного звания (за это заплатили подсудимые Даулетбек Мырзахан и Райымбек Саленов), решение принимается комиссией. А перевод на другое место службы вообще компетенция руководства департамента. Любопытно, что изначально посредники переводили деньги за услуги на банковскую карту самого Алимбаева, а когда поток увеличился, на карту его жены, якобы ничего не знавшей о незаконных действиях мужа.
Есть еще одна интересная деталь. Так называемые посредники настолько вошли во вкус, что в некоторых случаях стали платить сами себе за посредничество. Например, пожарный-спасатель Алтынбек Искаков за переаттестацию перевел Шетигулову 40 тысяч тенге, 10 тысяч из которых тот оставил себе. Айбол Жакупов, чтобы устроиться на работу в противопожарную службу, заплатил за услугу через Дархана Ермагамбета 200 тысяч тенге, из которых Алимбаеву отправили только 150 тысяч. И ни разу, по утверждению обвинения, подполковник реально не решал, да и не мог решить проблему. Но в то, что наверху есть такое должностное лицо, которому надо только заплатить, и все сбудется, большинство верили свято. А теперь эти молодые люди стали обвиняемыми в попытке дачи взятки. Это и есть самое поражающее в уголовном деле.
Свою вину признали далеко не все подсудимые. Поэтому и процессуальное соглашение по делу заключить нельзя. Не считает себя виновным и подполковник Алимбаев. Допросы подсудимых – впереди.