Рынок диктует
Ремесленники, которые долгие годы работали в той-бизнесе, обеспечивая антураж для различных традиций и обрядов, с приходом коронавируса почувствовали резкое снижение спроса на свою продукцию. Руководитель общественного фонда Qoloner Сауле Кабидулова (на снимке) признала, что объем заказов сократился в разы. Встал вопрос выживания.
– Несколько лет назад в рамках программы «Старшие сеньоры» к нам приезжала эксперт из Германии Ингрид Пфайден, – поделилась Сауле. – Тогда она сказала: «У вас все хорошо, но вы абсолютно бесполезны в повседневной жизни». Тогда мы подумали, что это она нам бесполезна. Мы не поняли смысла ее слов, ведь на нас очередь стояла.
Ремесленники признают, что свои таланты использовали там, где был спрос: обрядовая одежда, в том числе для детей, различные сумки, тумары, сувениры, дорожки и многое другое.
Попытки самостоятельно разрешить сложности, возникшие сегодня, не всегда успешны. Как оказалось, работа не на заказ, а на массового потребителя имеет совершенно иные особенности. Необходимо не только качественно и красиво изготовить вещь. Важны упаковка, бренд, удобная для покупателя логистика. Сегодня костанайские ремесленники начали осваивать азы этих наук.
Возможность появилась благодаря совместному проекту Посольства США в Казахстане и НПП РК «Атамекен» Born Nomad. Это конкурс. Но если традиционно в нашей республике такие мероприятия носят выставочный характер, то у этого четкая обучающая направленность.
Иное мышление
Буквально в течение ближайших дней костанайские ремесленники представят на конкурс по пять работ. 35 мастеров заявились в номинациях «Традиции и культура», «Инновации», «Женщины-мастера», «Молодые таланты», «Ремесла в 3D» и «Творческая коллаборация».
Например, глава ателье «Тойбастар» Жанар Омарбекова будет конкурировать с другими женщинами-ремесленниками. Сауле Кабидулова создала творческую коллаборацию. Сегодня она хочет представить на суд жюри деловую атрибутику: папки, органайзеры, коробки для бумаг. Все из фетра и кожи. В мыслях также портфель для документов из тех же материалов. Научившись рассчитывать себестоимость продукции, мастер говорит, что его цена не превысит 6000 тенге. При этом сумка будет легкой и практичной и из натуральных материалов.
– Мы изучаем разные темы в рамках Born Nomad, вплоть до того, как присвоить товару артикул, – рассказывает Сауле. – Многие наши ремесленники понятия не имеют, что это такое. А без продаж, объема, системности работы не будет развития. Сегодня многие ремесленники производят продукцию для ограниченного круга почитателей их мастерства. И делают только то, что им самим нравится. Но, чтобы быть в потоке, нужно думать, какое изделие будут покупать. Потому ищем ниши, где можем предложить функциональные, но уникальные предметы высокого качества, произведенные в национальных традициях.
Активные члены общественного фонда Qoloner задумались над сертификацией своей продукции. Сауле Кабидулова в коллаборации с Жанар Омарбековой уже получила ГОСТы на производство обрядовой одежды и атрибутики. В течение месяца ждут готовые сертификаты. А это уже совсем другой рынок и возможность выхода на электронные торговые площадки. Такой шанс, впрочем, получат все костанайские ремесленники, участвующие в Born Nomad. Вне зависимости от того, какими будут итоги конкурса.