Потому что государственным служащим запретили пользоваться на рабочем месте продвинутыми моделями. Правда, пока не представляется возможным точно сказать, действует ли запрет во всех госконторах. И документ, на котором основывается новшество, тоже пока неофициальный. Однако его подлинность республиканским СМИ подтвердили некоторые министры. Речь идет о служебной записке, направленной советникам и руководителям структурных подразделений. Причем здесь сказано не только о том, что государственным служащим с 24 марта запрещено пользоваться на рабочем месте смартфонами. Запрет шире. Речь идет вообще о запрете мобильных устройств, которые оснащены фото- и видеокамерами, имеют возможность подключения к Интернету. И касается новшество в том числе посетителей государственных органов.
Как сказано в служебной записке, данная мера вводится в связи с участившимися случаями утечки служебной информации через мобильное приложение WhatsApp. Кстати, вышеуказанный документ тоже был слит через WhatsApp.
Есть вопросы по технике реализации новшества. Означает ли, например, запрет на использование продвинутых мобильных устройств вообще невозможность взять их с собой на рабочее место? Будут ли госслужащих обыскивать при входе на работу, применять металлоискатель? Рамки ведь есть не везде. Обустроят ли во всех госконторах место, куда посетители и забывчивые клерки смогут сдать продвинутые мобильные устройства? Будет ли кто-то нести ответственность за их сохранность, учитывая, что в массовом ходу недешевые модели?
Ответов в данный момент нет. А пока мы их ищем, новшество уже внедрено, например, в акимате Костанайской области и Костаная. И не только здесь, судя по тому, что корреспондент «КН» наблюдал в одной из крупных точек по продаже мобильных телефонов.
Почти на каждой витрине пустует хотя бы одно место, где был выставлен самый простой мобильный телефон.
- Дайте вот этот. Я его вчера брал, но потом сдал. Достали, - возмущался молодой человек. - Купил. Принес на работу. Оказывается, нельзя такой. Потом что в нем диктофон, знаете ли. Сегодня выяснилось, что диктофон разрешается.
- Дефицита таких телефонов нет, - ответила продавец Елена Муратова. - Зря вы так думаете, что примитивные модели непопулярны, поэтому не завозим. Думаем, вполне хватит на госслужащих. Никакого ажиотажа не будет. И мнение, что мы стали пользоваться ситуацией и подняли цены, тоже ошибочно. Это случилось раньше, но по другой причине. Из-за курса доллара.
Примерно то же самое говорят и другие продавцы. На витринах модели телефонов в среднем от 5 тысяч тенге. От 8 тысяч стоят простые телефоны с двумя сим-картами.
Конечно, новшество бурно обсуждается. Основной довод тех, кто против: запрет не способен противостоять утечке информации. И к тому же спровоцирует сопротивление. Возможно, противники правы. Но вряд ли стоит спорить с тем, что утечка перестанет быть столь массовой. Тем более что за последнее время в Сеть попало даже личное поручение главы государства правительству о рассмотрении возможности внедрения безусловного базового дохода. А также фото по громкому делу - с места убийства студента Ерасыла Аубакирова. Кстати, запреты на использование смартфонов на рабочем месте вовсе не нонсенс. Применяется работодателями и в некоторых западных странах.