Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 26Апрель2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Александра ДАЙКЕР: «История педагогики – история развития человечества»

Она – уже трижды профессор. Ей как педагогу не раз признавались в любви ректоры костанайских вузов и руководители сферы образования нашей области. За 50 лет работы педагогом она воспитала поколения преподавателей. В эти дни Костанайский пединститут чествует своего юбиляра – Александру Дайкер. Учитель учителей – так называют нашу героиню и воспитанники, и коллеги.

«Не хочу быть бухгалтером»

– Александра Филипповна, не каждый ученый муж сегодня может похвастать таким количеством регалий...

– Есть такое: профессор КГУ, профессор КГПИ, профессор Международной славянской академии, Почетный работник образования Казахстана, ветеран труда. Награды, грамоты, медали, благодарности – уже можно ящиками паковать. А денег и здоровья... Увы. Но самое главное – ученики. Благодарные, умные.

– И много их?

– За 50 лет немало. Кто-то пошел в педагоги, кто-то в журналисты или бизнесмены. Но в любом случае наши занятия не прошли даром.

– Полвека в педагогике – это просто немыслимо! Как вам удалось сохранить такой интерес к профессии? (Во время интервью сотовый телефон собеседника не умолкал – назначали занятия, договаривались о семинарах, даже позвонили из дальнего зарубежья и пригласили выступить на Международном форуме педагогов).

– Если бы я хоть раз засомневалась в своем выборе, в профессии бы не осталась и дня. В молодости я мечтала стать юристом или геологом. В советские годы это были самые интересные и романтические профессии. Встретился мне как-то один хороший геолог. Я ему рассказываю о своей мечте, а он мне: «Что, фильмов насмотрелась? Думаешь, романтика? А ведь там на самом деле жуткие условия: сапоги резиновые по колено, всюду грязь, спим в холодной палатке. А тебе ещё детей рожать». В итоге заодно с подругой поехала в Алма-Ату, в учетно-кредитный институт. Сдали экзамены, и нас как комсомольцев отправили собирать хлопок. Возвращаемся, в вузе вывесили списки – всех наших не приняли, я одна прошла... Все собрали вещи, уезжают. И я не осталась. Вернулась домой, родителям сказала, что по конкурсу не прошла. А отец был большой начальник в Денисовском районе, через несколько дней приходит домой хмурый: «Как это ты по конкурсу не прошла? Прислали письмо из столицы в район – учебный год начался, вашу Сашу приняли, где наша студентка?» Я в слезы, не хочу быть бухгалтером. Кстати, и сейчас, пока учебную нагрузку посчитаю, все листы изорву.

«Закрутилось колесо...»

– Кто всё-таки подтолкнул на этот путь?

– Тогда родители меня поддержали: раз не лежит душа, какой будет из неё работник?! А директор нашей школы Андрей Моисеевич Пак мне повторял: иди в учителя и не сомневайся. Поначалу отнекивалась, сама 45 минут на уроке ученицей не высиживала, а тут в роли учителя! Потом согласилась. Поехала в Костанай поступать в пединститут. Все предметы сдаю на «пятерки», а по немецкому языку получаю «тройку»... Но не как Дайкер. Тогда и не знала, что у меня будет «импортная» фамилия, в то время была Полешко. На зачислении ни в каких списках меня, конечно, не было. И вдруг кричат: «Где Полешко? Срочно к ректору». Захожу в кабинет ректора, он меня спрашивает: «Вы очень хотите быть учителем?» Отвечаю: «Нет, я и не собиралась поступать». «А вот директор вашей школы считает, если мы вас не зачислим, то совершим огромную ошибку». Оказалось, что у одной из прошедших по конкурсу девочек, круглой отличницы из моей же школы, умер отец, а в семье ещё три ребенка, и она отказалась от учебы, пошла работать. Вместо себя меня посоветовала. И в вузе согласились. С тех пор для меня и закрутилось колесо педагогики.

– Когда подхватили «вирус» этой профессии?

– Не в институте. На педагогической практике. Её тогда только вводили. В Костанае открылась новая школа – №21, и туда собирали всех хулиганов. Меня с однокурсником Отто Кирхмаером отправили туда на практику. Кстати, он потом долгое время был директором школы №18. И вот мы попадаем в класс шпаны. Я представляла педагогику скучной: все встали, все сели, руку поднял, отвечай. Как бы не так! Это был такой водоворот.

– Вы противостояли? Перевоспитывали?

– У нас получилось с ними сразу найти общий язык. Нет, я не была хулиганкой. Наоборот, их заинтересовывала. Первая моя грамота от ЦК комсомола – за оперативную работу с трудными детьми. Каждый день после уроков в школе бежала в общежитие, ужин и – снова в школу. С ними было очень интересно работать. Дети, видимо, никогда не чувствовали к себе столько внимания. А потому откликались на все предложения, участвовали во всех мероприятиях, в итоге и по учебе подтянулись. Это была моя первая педагогическая победа. За что меня сразу поставили во главу комсомольского отряда по работе с трудными подростками, комиссаром областного штаба. И там был такой опыт работы: открывали спортклубы, больше десятка детских комнат милиции, дворовые клубы и так далее.

– Отвлекали от улицы?

– Создавали альтернативу для полноценной, интересной жизни. Тогда же организовали «Романтик» – легендарный лагерь комсомольского актива. Там уже были другие дети. Меня и туда комиссаром. После вуза оставили на кафедре, продолжала работать и по комсомольской линии. Как писали советские поэты: «Нет на свете лучшей доли, чем прожить жизнь в комсомоле!» И ведь всё это было через педагогику, через работу с молодежью. Потому для меня вся эта комсомольская линия и была в чистом виде практическая педагогика. Мы, кстати, со своими студентами, какую только работу не вели. То же озеленение Костаная. От большого моста и до Затобольска – наши деревья, мы посадили. Также и многие улицы в городе мы озеленяли. А сельхозработы?! Воспитание через трудолюбие дорогого стоит. А что сейчас происходит? В ответ – многоточие.

«Дело не в наших детях»

– И что же сейчас происходит с педагогикой?

– Если брать педагогику как науку, то, естественно, она развивается. А если брать практическую составляющую, то, увы, слезы. Сколько раньше было часов на историю педагогики, а сколько оставили? Всего 15 часов. В школе на Всемирную историю и Всемирную литературу мало что оставили, то есть базы нет. Поэтому мне, чтобы уже для студентов раскрыть все тонкости своего предмета, нужно пройти от первобытно-общинного строя до суверенного Казахстана – где какая школа была, где какая система образования – всего за 15 часов. История педагогики – это история развития человечества. В итоге я рассказываю о классической педагогике, о её значении, принципах, а на практике – совершенно другое. Ещё Ушинский писал: «Каждый народ достоин той системы образования, которая сложилась в результате исторических, экономических, географических, этнических условий и так далее». А сейчас товарищи, которые обучались за рубежом, привезли и внедрили здесь механизм, не у нас сложившийся. Потому и подготовка педагогов страдает. Читать нужно больше, изучать нужно больше, расширять кругозор. Во всем мире уровень образованности ценится по гуманитарным дисциплинам. Это понимали ещё в XVIII веке. Так и до сих пор. Если ты не знаешь историю, географию, литературу, а в данном случае ещё и педагогику, то как ты можешь считать себя образованным человеком?

– В чем причина? В системе образования?

– Да. В прошлом году на международном конгрессе педагогов немцы сетовали в наш адрес: мол, зачем вы внедрили Болонскую систему? 15 лекций, 15 семинаров... И всё, на выход. Никакого анализа – что понял студент, а чего так и не понял – нет. Сто вопросов ему задают, на сорок ответил – и всё, вышел. А с чем вышел? Непонятно. То же самое и с ЕНТ в школах. Известный академик, президент Союза ректоров Виктор Садовничий в своей научной лаборатории провел исследование, в результате выяснил, что с вводом ЕГЭ в России уровень IQ учащихся и студентов ежегодно стал падать от 1,5 до трех процентов. И продолжает падать. А у нас с ЕНТ, думаете, другая ситуация?! Учителя на местах самостоятельно эту Болонскую систему не запускали. Но у нас общее образовательное пространство, и точка. На Западе эта система существует давно. Но там и предпосылки к этому другие. Там и сроки обучения другие. Почему тот же Ломоносов в своё время не побоялся создать новую систему образования? Потому что условия были иные. Дело не в наших детях, не в молодежи – они неплохие. Просто они не настроены на получение знаний. Вот, например, сдает мне студент красиво оформленный реферат по системе образования в Казахстане. А там написано: «У нас в России принят закон об образовании...» То есть просто задал «поиск», скачал из Интернета, распечатал и сдал. И так на каждом шагу.

– По этому поводу цитирую Макаренко: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего, люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Значит, они виноваты?

– Макаренко сказал и другие очень хорошие слова: «Человек растет не в своих родителей, а в своё время». Речь тогда шла о трудных подростках. Перевоспитание возможно, если появляется воспитательная система, хорошие педагоги. А наше время само по себе не воспитывает. Потому как нет образовательной среды. Вроде удобно – нажал кнопку, вся информация сама собой и выскочила, долго думать не нужно. А что за этим? Мы разучиваемся мыслить самостоятельно, всё за нас может сделать Интернет. А всё ли?

Начинаешь с детьми по-настоящему работать, так они потом не отстают от тебя, всё впитывают, они готовы к обучению. Эти, образно говоря, сосуды наполнить знаниями – так им цены не будет. Недаром Ушинский повторял, что педагогика – это чуткий барометр общества. Я с этим согласна.

– Спасибо за чуткость.

Николай СТАДНИЧЕНКО 23nik74@mail.ru 54-08-36
Фото  автора 
Просмотров: 688
Комментариев: 0
Нравится: +5
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "АвтоДос". Автозапчасти: ВАЗ; Москвич - 412, 2140, 2141, 2717; Ода-версия, большой выбор, в наличии и на заказ. г. Костанай, ул. Толстого, 30 (перекресток ул. Каирбекова), напротив маг. "Аквалидер". Тел.: (7142) 53-36-80. 
* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* автошины на ГАЗ-53, б/у, 5 шт., 1 шт. нов. Тел. 8-702-392-11-57. 
* автошины б/у: "Matador", лето, 195/65R15, 4 шт., 40000 тг; "Amtel", лето, 205/70R15, 6 шт., 8000 тг/шт. Тел. 8-702-392-11-57. 
* автошины грузовые (Китай), новые, всесезонные: 9.00R20; 10.00R20; 235/85R16, 5 шт. Тел. 8-777-396-41-58. 
* автокамеры на погрузчики, новые: ZL-30, 19500 тг, ZL-50, 25000 тг. Тел. 8-777-396-41-58. 
* ГАЗ-3110 (Волга), 2000 г., 400000 тг. Тел.: 56-26-59, 8-747-51-28-050. 
* Лада Приора, 2013 г., пробег 42000 км, хэтчбек, цвет белый, музыка, автозапуск, 1500000 тг. Тел. 8-705-700-06-04. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С-190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 250000 тг, можно на разбор, или меняю. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* з/ч Mitsubishi: стойки передние, задние, б/у, оригинал, 4500 тг/шт. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* прицеп ПТС-4, с документами, на ходу, 300000 тг, торг. Тел.: 8-777-792-27-59, 8-747-764-71-85. 
* прицеп для перевозки сельскохозяйственных животных, грузоподъемность до 2 т, пр-во Минска. Тел. 8-777-921-60-23. 
* ВАЗ-21310 "Нива", 5-дверная, цвет "Снежная королева", пробег 40000 км, отл. сост.; Нива-2121, 1981 г., цвет голубой. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* Жигули, 2001 г., цвет серебристый, двигатель с капремонта. Тел.: (714-55) 2-22-91, 8-705-152-26-70. 
* з/ч Волга, ГАЗель: мосты, балки, коробки, радиатор, рессоры, карданы, стартер, генератор, рулевые колонки. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч К-700: толкатели роккерного вала, 2500 тг; К-701Р: головка после кап. ремонта, болты, шпильки, штифты. ул. Уральская, 18. Тел. 28-54-81. 
* з/ч К-700: редуктор ВОМ, паяльные лампы; Урал, МАЗ: корзина сцепления, диск фередо; УАЗ: фаркоп, раздатка, рамки дверей, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний после кап. ремонта, зубьев 49, стойки с коромыслами на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, 35000 тг, штанга, 350 тг, прокладки, резинки. ул. Уральская, 18. Тел. 28-54-81. 
* з/ч КамАЗ: прокладки на головку блока, 70 тг, болт на маховик, 100 тг, штифты, болты. ул. Уральская, 18. Тел. 28-54-81. 
* з/ч КамАЗ: кожух "чулок" заднего моста, ось балансиров. 10-тонник с балансирами после кап. ремонта, головки блока, нов., камеры; сварочный аппарат 380 Вт, или меняю на 220 Вт. Тел. 8-777-390-05-87. 
* з/ч Mercedes: комплект оригинальных колпаков R15, б/у. Тел. 8-777-304-47-77. 
* з/ч мотоцикл "Урал": правая головка в сборе, нов., кольца, прокладки, спицы, подшипники на колеса, и др. запчасти. Тел.: +7-701-122-91-98, 8-705-453-50-35. 
* з/ч Nissan Qashgai, 2012 г.: фара задняя левая, б/у, 5000 тг, торг. Тел.: 55-58-41, 8-777-955-38-26. 
* з/ч Nissan Hote, 2008 г., V 1,4 л, механика, титанов. диски, цвет серебр., 2350000 тг, торг. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* з/ч УАЗ: мосты, блок, коробки, раздатки, головки, радиатор, рессоры, карданы, стартер, раму, фаркоп. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч УАЗ-3909: трос на привод спидометра, выключатель на стеклоочиститель. Тел.: 8-771-429-00-38, 8-778-389-46-23. 
* з/ч УАЗ: лебедку нов.; Москвич: 4 двери первой комплект.; ВАЗ-02: крыло заднее, шаровые опоры, реактив. тяги, диски сцепл., корзину. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Volkswagen Passat: стойки комплект, нов., задние стойки Stellox, передние Meyle. Тел. 8-707-669-32-06. 
* ЗИЛ-585 ретро, мопед, мотоцикл "Минск". Тел. 8-777-441-13-57. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых. Тел. 8-777-30-44-777. 
* кольца М-72, d.78,0 мм, стоп-сигнал ЗАЗ, крестовину 704902КС17, 2 шт. Тел. 8-777-638-90-15. 
* крестовины на кардан КамАЗ или ЗИЛ. Тел. 8-705-562-29-35. 
* Москвич-412, 1986 г., технически исправен и запчасти к нему. Тел. 8-777-257-95-47. 
* Nissan Note, 2008 г., V1,4, механика, титанов. диски, цвет серебристый, 2350000 тг, торг. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* печку от Запорожца. Тел.: 27-61-28, 8-771-281-11-39. 
* полуприцеп-термос, 1992 г.в., 86 куб., 1500000 тг, торг, или меняю. Тел.: 22-38-04, 8-777-637-48-31. 
* поршни, комплект, нов., в упаковке. Тел.: 27-61-28, 8-771-281-11-39. 
* резину на Ниву: 215х65хR16, с дисками, 2 шт., 235х75хR15, 2 шт., 215х75хR15, грязевая, 1 шт., 315х80хR22,5, 1 шт. Тел.: 8-702-797-72-19, 8-705-570-00-29. 
* ремкомплект передних ступиц на Mercedes, недорого. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ремни безопасности на легковой а/м, 2 комплекта. Тел.: 8-771-429-00-38, 8-778-389-46-23. 
* ремни буксировочные прочные, российский текстиль. Тел. 8-705-130-90-32. 
* стойки на а/м Mitsubishi, б/у, 4500 тг/шт. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* Toyota Prado 120, 2007 г., 2,7, цвет серебро, отл. сост., 7500000 тг. Тел.: 8-707-230-58-12, 8-777-230-58-12. 
* тракторы колесные: К-700А, МТЗ-1221; сельхозорудия: БДТ, ГУН-5, ПН-8-40, ОП-8, ЛДГ-10, Радуга-6; бочку 3 куб., сварку и мн. другое. Тел. 8-777-393-86-87. 
* УАЗ-31512, 1993 г. Тел. 8-777-792-00-20. 
* УАЗ (таблетка), хор. сост., на ходу. Тел.: 8-707-670-15-61, 8-705-531-69-80. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель.  Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. (Рудный). 
* японский дизельный двигатель 1KZ-TE, после капремонта блока, без навесного оборуд.; шины зимние 195х65х15, 3 шт. Тел. +7-777-301-22-46.

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость