Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 25Сентябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Александра ДАЙКЕР: «История педагогики – история развития человечества»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Александра ДАЙКЕР: «История педагогики – история развития человечества»

Александра ДАЙКЕР: «История педагогики – история развития человечества»

Она – уже трижды профессор. Ей как педагогу не раз признавались в любви ректоры костанайских вузов и руководители сферы образования нашей области. За 50 лет работы педагогом она воспитала поколения преподавателей. В эти дни Костанайский пединститут чествует своего юбиляра – Александру Дайкер. Учитель учителей – так называют нашу героиню и воспитанники, и коллеги.

«Не хочу быть бухгалтером»

– Александра Филипповна, не каждый ученый муж сегодня может похвастать таким количеством регалий...

– Есть такое: профессор КГУ, профессор КГПИ, профессор Международной славянской академии, Почетный работник образования Казахстана, ветеран труда. Награды, грамоты, медали, благодарности – уже можно ящиками паковать. А денег и здоровья... Увы. Но самое главное – ученики. Благодарные, умные.

– И много их?

– За 50 лет немало. Кто-то пошел в педагоги, кто-то в журналисты или бизнесмены. Но в любом случае наши занятия не прошли даром.

– Полвека в педагогике – это просто немыслимо! Как вам удалось сохранить такой интерес к профессии? (Во время интервью сотовый телефон собеседника не умолкал – назначали занятия, договаривались о семинарах, даже позвонили из дальнего зарубежья и пригласили выступить на Международном форуме педагогов).

– Если бы я хоть раз засомневалась в своем выборе, в профессии бы не осталась и дня. В молодости я мечтала стать юристом или геологом. В советские годы это были самые интересные и романтические профессии. Встретился мне как-то один хороший геолог. Я ему рассказываю о своей мечте, а он мне: «Что, фильмов насмотрелась? Думаешь, романтика? А ведь там на самом деле жуткие условия: сапоги резиновые по колено, всюду грязь, спим в холодной палатке. А тебе ещё детей рожать». В итоге заодно с подругой поехала в Алма-Ату, в учетно-кредитный институт. Сдали экзамены, и нас как комсомольцев отправили собирать хлопок. Возвращаемся, в вузе вывесили списки – всех наших не приняли, я одна прошла... Все собрали вещи, уезжают. И я не осталась. Вернулась домой, родителям сказала, что по конкурсу не прошла. А отец был большой начальник в Денисовском районе, через несколько дней приходит домой хмурый: «Как это ты по конкурсу не прошла? Прислали письмо из столицы в район – учебный год начался, вашу Сашу приняли, где наша студентка?» Я в слезы, не хочу быть бухгалтером. Кстати, и сейчас, пока учебную нагрузку посчитаю, все листы изорву.

«Закрутилось колесо...»

– Кто всё-таки подтолкнул на этот путь?

– Тогда родители меня поддержали: раз не лежит душа, какой будет из неё работник?! А директор нашей школы Андрей Моисеевич Пак мне повторял: иди в учителя и не сомневайся. Поначалу отнекивалась, сама 45 минут на уроке ученицей не высиживала, а тут в роли учителя! Потом согласилась. Поехала в Костанай поступать в пединститут. Все предметы сдаю на «пятерки», а по немецкому языку получаю «тройку»... Но не как Дайкер. Тогда и не знала, что у меня будет «импортная» фамилия, в то время была Полешко. На зачислении ни в каких списках меня, конечно, не было. И вдруг кричат: «Где Полешко? Срочно к ректору». Захожу в кабинет ректора, он меня спрашивает: «Вы очень хотите быть учителем?» Отвечаю: «Нет, я и не собиралась поступать». «А вот директор вашей школы считает, если мы вас не зачислим, то совершим огромную ошибку». Оказалось, что у одной из прошедших по конкурсу девочек, круглой отличницы из моей же школы, умер отец, а в семье ещё три ребенка, и она отказалась от учебы, пошла работать. Вместо себя меня посоветовала. И в вузе согласились. С тех пор для меня и закрутилось колесо педагогики.

– Когда подхватили «вирус» этой профессии?

– Не в институте. На педагогической практике. Её тогда только вводили. В Костанае открылась новая школа – №21, и туда собирали всех хулиганов. Меня с однокурсником Отто Кирхмаером отправили туда на практику. Кстати, он потом долгое время был директором школы №18. И вот мы попадаем в класс шпаны. Я представляла педагогику скучной: все встали, все сели, руку поднял, отвечай. Как бы не так! Это был такой водоворот.

– Вы противостояли? Перевоспитывали?

– У нас получилось с ними сразу найти общий язык. Нет, я не была хулиганкой. Наоборот, их заинтересовывала. Первая моя грамота от ЦК комсомола – за оперативную работу с трудными детьми. Каждый день после уроков в школе бежала в общежитие, ужин и – снова в школу. С ними было очень интересно работать. Дети, видимо, никогда не чувствовали к себе столько внимания. А потому откликались на все предложения, участвовали во всех мероприятиях, в итоге и по учебе подтянулись. Это была моя первая педагогическая победа. За что меня сразу поставили во главу комсомольского отряда по работе с трудными подростками, комиссаром областного штаба. И там был такой опыт работы: открывали спортклубы, больше десятка детских комнат милиции, дворовые клубы и так далее.

– Отвлекали от улицы?

– Создавали альтернативу для полноценной, интересной жизни. Тогда же организовали «Романтик» – легендарный лагерь комсомольского актива. Там уже были другие дети. Меня и туда комиссаром. После вуза оставили на кафедре, продолжала работать и по комсомольской линии. Как писали советские поэты: «Нет на свете лучшей доли, чем прожить жизнь в комсомоле!» И ведь всё это было через педагогику, через работу с молодежью. Потому для меня вся эта комсомольская линия и была в чистом виде практическая педагогика. Мы, кстати, со своими студентами, какую только работу не вели. То же озеленение Костаная. От большого моста и до Затобольска – наши деревья, мы посадили. Также и многие улицы в городе мы озеленяли. А сельхозработы?! Воспитание через трудолюбие дорогого стоит. А что сейчас происходит? В ответ – многоточие.

«Дело не в наших детях»

– И что же сейчас происходит с педагогикой?

– Если брать педагогику как науку, то, естественно, она развивается. А если брать практическую составляющую, то, увы, слезы. Сколько раньше было часов на историю педагогики, а сколько оставили? Всего 15 часов. В школе на Всемирную историю и Всемирную литературу мало что оставили, то есть базы нет. Поэтому мне, чтобы уже для студентов раскрыть все тонкости своего предмета, нужно пройти от первобытно-общинного строя до суверенного Казахстана – где какая школа была, где какая система образования – всего за 15 часов. История педагогики – это история развития человечества. В итоге я рассказываю о классической педагогике, о её значении, принципах, а на практике – совершенно другое. Ещё Ушинский писал: «Каждый народ достоин той системы образования, которая сложилась в результате исторических, экономических, географических, этнических условий и так далее». А сейчас товарищи, которые обучались за рубежом, привезли и внедрили здесь механизм, не у нас сложившийся. Потому и подготовка педагогов страдает. Читать нужно больше, изучать нужно больше, расширять кругозор. Во всем мире уровень образованности ценится по гуманитарным дисциплинам. Это понимали ещё в XVIII веке. Так и до сих пор. Если ты не знаешь историю, географию, литературу, а в данном случае ещё и педагогику, то как ты можешь считать себя образованным человеком?

– В чем причина? В системе образования?

– Да. В прошлом году на международном конгрессе педагогов немцы сетовали в наш адрес: мол, зачем вы внедрили Болонскую систему? 15 лекций, 15 семинаров... И всё, на выход. Никакого анализа – что понял студент, а чего так и не понял – нет. Сто вопросов ему задают, на сорок ответил – и всё, вышел. А с чем вышел? Непонятно. То же самое и с ЕНТ в школах. Известный академик, президент Союза ректоров Виктор Садовничий в своей научной лаборатории провел исследование, в результате выяснил, что с вводом ЕГЭ в России уровень IQ учащихся и студентов ежегодно стал падать от 1,5 до трех процентов. И продолжает падать. А у нас с ЕНТ, думаете, другая ситуация?! Учителя на местах самостоятельно эту Болонскую систему не запускали. Но у нас общее образовательное пространство, и точка. На Западе эта система существует давно. Но там и предпосылки к этому другие. Там и сроки обучения другие. Почему тот же Ломоносов в своё время не побоялся создать новую систему образования? Потому что условия были иные. Дело не в наших детях, не в молодежи – они неплохие. Просто они не настроены на получение знаний. Вот, например, сдает мне студент красиво оформленный реферат по системе образования в Казахстане. А там написано: «У нас в России принят закон об образовании...» То есть просто задал «поиск», скачал из Интернета, распечатал и сдал. И так на каждом шагу.

– По этому поводу цитирую Макаренко: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего, люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Значит, они виноваты?

– Макаренко сказал и другие очень хорошие слова: «Человек растет не в своих родителей, а в своё время». Речь тогда шла о трудных подростках. Перевоспитание возможно, если появляется воспитательная система, хорошие педагоги. А наше время само по себе не воспитывает. Потому как нет образовательной среды. Вроде удобно – нажал кнопку, вся информация сама собой и выскочила, долго думать не нужно. А что за этим? Мы разучиваемся мыслить самостоятельно, всё за нас может сделать Интернет. А всё ли?

Начинаешь с детьми по-настоящему работать, так они потом не отстают от тебя, всё впитывают, они готовы к обучению. Эти, образно говоря, сосуды наполнить знаниями – так им цены не будет. Недаром Ушинский повторял, что педагогика – это чуткий барометр общества. Я с этим согласна.

– Спасибо за чуткость.

Николай СТАДНИЧЕНКО 23nik74@mail.ru 54-08-36
Фото  автора 
Просмотров: 1602
Комментариев: 0
Нравится: +5
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ


* брусчатку (6-гранник 7, кирпичик 8), фасадная, камень, облицовочная, тротуарная в ассортименте; пескоблок, перегородочный блок (новые крепкие). Тел. 8-777-182-82-32. 
* ноутбук "Samsung", 45000 тг, компьютер, 35000 тг, монитор "Samsung", d.19, ж/к, 9500 тг, принтер "Panasonic" 3/1, 45000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-747-685-40-65. 
* ружья: ТОЗ-34, 12 калибр, вертикалка, ИЖ-27, 16 калибр, штучная вертикалка. Обращаться тем, у кого есть разрешение МВД РК. Тел.: 8-777-969-29-75, 8-707-379-58-93. 
* Сейф 2-секц., весы 500 кг, витрины из ламината, недорого, срочно. Тел.: 22-18-33, 8-775-210-00-18. 
* смартфон "Sony" LT-25, андроид, d.4,5-5, сенсорный, документы, в коробке, чехол, б/у, отл. сост., 15000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* Станок токарный "Алмаатинец", большой, в отл. сост. Варианты обмена на а/м по договоренности. Тел. 8-777-264-74-09. 
* художественную лит-ру, по 100 тг, пластинки (винил.), фотоаппарат "Зенит", вафельницу эл., орешницу. Тел. 8-777-447-37-26. 
* часы с боем простые и с четвертичным боем. Тел. 8-701-151-98-03.
* цемент ПЦ-400 в мешках по 50 кг, 1000 тг/мешок, доставка. Тел.: 8-778-174-12-52, 8-705-144-07-99. 
* алоэ 3-летний, каланхоэ, герань, денежное дерево, бегонию, колеус, китайскую розу, рэо, индийский лук, сингониум, молочай. Тел. 8-777-406-88-44, 8-775-519-24-74, 8-708-202-05-82. 
* алоэ, золотой ус, каланхоэ. Тел. 28-94-24. 
* банки 1 л, 2 л, 3 л, по 100 тг, ходунки дет., б/у, 3000 тг, качалку дет. "Лошадка", 2000 тг, домик для кошки, 3000 тг, клетку для птиц, 2500 тг. Тел. 50-27-49. 
* банки. Тел. 21-26-67. 
* библиотеку домашнюю, металлоискатель. Тел.: 8 (714-31) 6-92-75, 8-705-223-25-75. 
* двигатель УД-2М, новый. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* замок дверной внутренний. Тел.: 53-53-91, 8-707-664-84-98. 
* клубнику (виктория) безусую многоразовую кустовую, виноград, смородину, малину, корни крупной ромашки, хризантему. Тел. 28-94-24. 
* котел газовый АОГМ-23; полотна дверные: с декорстеклом (800х2000), на ванну и туалет, 2-створчатое с декорстеклом (1100х2000), недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* кровать массажную "Нуга-Бест"; ковер германский, 2,5х3,5, соковыжималку "Россиянка" электр. Тел.: 22-90-58, 8-777-969-18-03, 8-777-969-88-96. 
* купоны: "Авто", "Ищу работу", или меняю на "ТШ", "КН", "Курьер", цена договор. Тел.: 8-708-202-05-82, 8-777-406-88-44, 8-775-519-24-74. 
* купоны "Твой Дом", 32 шт., по 8 тг, "Твой Авто", 570 шт., по 4 тг. Тел. 8-775-793-90-45. 
* мат турманиевый, ручной проектор NM-200, пояс Миракл-2 "Будь здоров" от Нуга Бест. Тел. 55-53-47. 
* наждак, маш. швейную, котел водяной электрич., тисы, лампы паяльные, стол, набор "Томас мастер" (сварочный аппарат, болгарка, шуруповерт). Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* полотно зеркальное, 0,4х0,9, недорого, банки медицинские. Тел.: 8-777-406-88-44, 8-708-202-05-82, 8-775-519-24-74. 
* ружье ИЖ-58, 12 калибр, гильзы металл, 35 шт., сети рыболовные, недорого, спальные мешки, сапоги болотники. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* семена укропа (урожай 2018 г.), недорого. Тел.: 8-777-406-88-44, 8-775-519-24-74, 8-708-202-05-82. 
* тисы слесарные большие, газовые ключи трубные, диаметр 75 мм. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* учебники 9 класс (Атамура), 2013 г.: геометрия, алгебра; художеств. лит-ру. Тел.: 26-08-94, +7-771-917-12-58. 
* шторы бамбуковые, новые, 2 шт. Тел. 8-777-972-03-15. 
* электровелосипед, 120 тыс. тг, радиодетали (Россия), часы советского пр-ва. Тел.: 8 (714-31) 6-92-75, 8-705-223-25-75. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость