По делу проходят семь потерпевших. Все люди не молодого возраста. Самой старшей жертве 94 года.
Потерпевшие рассказывали, что сначала им звонил мужчина, представлялся следователем. Затем передавал трубку женщине, которая начинала плакать и рассказывать, в какую беду она попала, и что нужно обязательно заплатить, чтобы из нее выбраться. Потерпевшие при этом, находясь в шоке, узнавали в рыдающей мошеннице голос или внучки, или дочери. И, конечно, спешили помочь. В общей сложности семь жертв отдали мошенникам около 11 миллионов тенге. Кто в тенге, кто в долларах, кто в российских рублях.
Александр Майфат в этой преступной схеме был курьером. По его словам, минувшим летом он искал, где бы можно заработать, и в Телеграмм-канале нашел заинтересовавшее его объявление. Сначала, говорил студент, он толком не понимал, в чем смысл его работы. Неизвестный по телефону дал первое задание. Надо встретить машину из Рудного, без всяких разговоров забрать сумку. Встретил, забрал, перезвонил «работодателю». Тот велел забрать из сумки деньги, вещи выбросить. Видимо, обманутый человек пытался эти вещи передать родственнику, попавшему в беду. Но зачем они мошенникам?! Вытащив из сумки деньги, Майфат поехал к указанному ему отделению банка, где его проинструктировали дополнительно. Александр называл сумму, которую получил, ему диктовали, сколько и на какой счет скинуть. По договору, курьеру полагалось пять процентов. Иногда, рассказывал в суде Александр, денег ему оставляли чуть больше.
Чаще всего Майфату называли адрес, куда надо приехать и опять же, не задавая и не отвечая на вопросы, забрать деньги. Он забирал, и повторялась та же схема с переводами. В седьмой раз Александр, смекнувший, что работает с мошенниками, пару миллионов им не отдал. Заплатил за учебу, погасил кредиты. И попался. Один.
Вину Майфат признал, в суде говорил, что раскаивается. Живет парень с матерью и двумя младшими сестрами, отец живет отдельно. Потерпевшие хотят только одного: чтобы им вернули их деньги. По приговору суда, Александр Майфат обязан это сделать, гражданские иски он признал. Как и когда выплатит – конечно, вопрос. Если бы удалось вычислить и поймать главных мошенников, тогда бы ответственность можно было разделить.
Приговор в законную силу не вступил. Тем временем, в суде № 2 Костаная параллельно начали рассматривать еще два подобных уголовных дела по мошенничеству.