Дело слушалось в спецсуде по уголовным делам, поскольку статья 380 часть 6 Уголовного кодекса, по которой было предъявлено обвинение главе крестьянского хозяйства из села Гурьяновское Сагындыку Каймусину, относится к тяжким. Угроза или насильственные действия в отношении представителей власти, опасные для жизни и здоровья оценивается лишением свободы, на срок от 10 до 15 лет. Дело расследовали в том же Карабалыкском РОВД, где работают потерпевшие - Азамат Исмаилов и Диас Жакеев.
24 апреля 2024 года 65-летний фермер приехал в райцентр по важным для него делам. Припарковался у здания местного РОВД, где уже стояли две машины. Зашел в здание полиции, и тут оперативный дежурный указал Каймусину, что он припарковал свою «Ладу Гранту» неправильно. Крестьянин тут же вышел и переставил автомобиль. После этого вернулся в здание РОВД . Отсутствовал около десяти минут, а когда вернулся к своей машине, оказалось, что его ждут двое полицейских. Они заявили, что будут оформлять административный материал по нарушению правил парковки. Сагындык Каймусин с этим категорически не согласился. «Наши дальнейшие действия вы можете обжаловать в суде», - разъяснили сотрудники полиции. Однако Каймусин не подчинился их требованиям и попытался уехать. При этом нанес полицейским травмы.
Позже суд прекратит административное дело по нарушению правил парковки. Однако уголовное дело по факту наезда было возбуждено.
В суде Сагындык Каймусин вину в умышленном наезде не признал, по его заявлению дело рассматривалось с участием присяжных заседателей. Подсудимый доказывал, что полиция Карабалыкского РОВД несколько лет преследует его семью. Он постоянно писал по разным поводам жалобы, добрался до Генеральной прокуратуры, на 24 апреля с утра у него должен был состояться онлайн-прием у министра внутренних дел. Однако именно в это время в Карабалыке погас свет. В тот же день после обеда фермер пошел в РОДВ к следователю, чтобы внести залог за задержанного младшего сына. После этого и произошел инцидент. Сагындык Каймусин расценил действия патрульных как очередной незаконный наезд на его семью.
Защита в суде подвергла сомнению объективность судебно-медицинской экспертизы в отношении потерпевших. Действительно ли им были нанесены травмы средней тяжести? Адвокат Сабыржан Иманбаев уверял в суде: невозможно провести экспертизу за один день, тем более по записям в медкарте всего за два дня болезни. Заказанная им в Астане независимая экспертиза не смогла по имеющимся в медкарте неполным данным ни установить диагноз, ни опровергнуть его.
Адвокат указывал на противоправность действий самих полицейских, которые в суде заявляли, что получили указание составить административный протокол от оперативного дежурного.
В ходе прений прокурор просила для Сабыржана Каймурзина 6 лет лишения свободы, ниже нижнего предела санкции, предусмотренной по 380 статье Уголовным кодексом. Адвокат потерпевших Талгат Ахметов настаивал на самом жестком наказании – 14 годах лишения свободы. Многое зависело от присяжных. Суд поставил перед ними восемь вопросов, в том числе намеренно и сознательно ли был совершен наезд на сотрудников полиции, представляло ли это опасность для их жизни.
В совещательную комнату присяжные удались вместе с судьей Жаннарой Тлеубаевой. Через час они вернулись, и судья зачитала приговор. Сабыржана Каймурзина признали виновным по части 4 статьи 380 – применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении двух или более лиц. По ней предусмотрено альтернативное наказание – лишение свободы или ограничение свободы на срок от 3 до 7 лет. По приговору суда Каймурзину назначили 4 года ограничения свободы. Из-под ареста его освободили прямо в зале суда. Машину как орудие правонарушения конфисковали. Также фермер должен выплатить каждому из потерпевших по 500 тысяч тенге. Но это для него другое главное: он – на свободе. И через несколько дней сможет отмечать свой 66-ой год рождения дома с семьей. Судья Жаннара Тлеубаева заметила, что сыграл роль вердикт присяжных. Все это будет отражено в полном тексте приговора.
Приговор в законную силу не вступил. Но задуматься над этой историей надо всем. Лучше выполнить законные требование сотрудников полиции, чем пройти то, что прошел фигурант этого уголовного дела. Все могло закончиться гораздо хуже.
Татьяна Башкатова.
Фото автора.