В этом году они освоили новую территорию – стали вести сбор в автобусах. Костанайцы обращаются в «КН» с вопросом: законны ли их действия?
Сам он из Тараза...
Обратившиеся сетуют на то, что именно в общественном транспорте острее всего ощущается психологическое давление. Это не улица, где можно просто пройти мимо. «На тебя смотрит весь автобус, – пожаловалась по телефону пенсионерка Вера Трофимова. – Неудобно не положить деньги. И мне не жаль, хоть пенсия и невелика. Просто непонятно, что это за фонд, действительно ли деньги идут ребенку?».
Выясняем: в автобусах ведёт сбор благотворительный фонд «Доброе сердце», зарегистрирован в Костанайской области 26 августа 2020 года. Его руководитель – Бакдаулет Осман из Тараза. Говорит, много лет работал волонтёром в таких же фондах. Решил сам основать. Почему в Костанае? Говорит, что здесь живут его друзья.
Бакдаулет Осман рассказал, что уже создан филиал и в Рудном. Сейчас основной штат сотрудников – 10 человек. Молодые люди получают компенсацию за свою работу. О том, насколько это законно и приемлемо – получать деньги за труд во благо другого, мы уже писали в прошлом году («Волонтер – работа или порыв души?», «КН» от 22.08.2019 г.). Если коротко – закон этого не запрещает, но эксперты сошлись в том, что для подобного рода деятельности нужно найти другое определение, слово «волонтер» не подходит. К тому же все солидные благотворительные компании уже отказались от сбора наличных денег.
Эффект есть
Тем не менее эффект от деятельности фонда есть. Мы связались с Татьяной Чераневой, мамой Александра Масача, для которого шел последний сбор. Татьяна говорит, что заявленную сумму 650 тысяч тенге ей полностью не собрали, но большую часть отдали. Она благодарна фонду «Доброе сердце» – ее сыну предстоит операция на ноги, после нее нужно будет проходить курс реабилитации, оплачивать массаж. На это пойдет сбор.
Если назойливы
Теперь с автобусами. Бакдаулет Осман сообщил, что предварительной договоренности с руководством автопредприятий либо с отделом ЖКХ пока нет. Однако показал Устав, в котором значится, что «Основной целью деятельности фонда является благотворительная деятельность на территории Республики Казахстан». Поэтому он полагает, что сотрудники фонда имеют право вести сбор в любых общественных местах.
В отделе ЖКХ города подтвердили – за разрешением к ним не обращались. Усомнились, законно ли это. Этот вопрос мы направили в департамент полиции. В пресс-службе сообщили, что общественный транспорт действительно является общественным местом. Однако данное действо может подпадать под статью 449 КоАП «Приставание в общественных местах». В статье значится, что «назойливое обращение в общественных местах <...> влечет предупреждение либо штраф на физлиц в размере 5 МРП (12025 тенге)». Это минимальное наказание, максимальный штраф до 10 МРП.
Если граждане с этим столкнутся, можно обратиться к полицейским или позвонить на 102. Вот только желательно снять сам процесс на видео для доказательства назойливого обращения.
Фото Эдуарда ЛИТВИНОВА