Рассмотрение уголовного дела началось сегодня в суде 2 Костаная. 42-летний подсудимый Руслан Катыгов официально является главой крестьянского хозяйства. Но последние годы основная сфера его деятельности была сосредоточена на поставке в Казахстан тяжелой транспортной техники, в основном седельных тягачей, так называемых фур (тягач плюс полуприцеп). То, что эта деятельность Катыгова попадает под уголовную статью, установил департамент экономических расследований.
Дело в том, что в Казахстане установлен разный размер сбора при первичной регистрации привозимого в республику автотранспорта, в том числе грузового. Если транспорт старше семи лет, этот сбор намного выше, чем при регистрации более «молодого». Казахстан поставил барьер, чтобы ограничить ввоз на свою территорию «груды металлолома». В 2020 году, когда Руслан Катыгов начал заниматься поставкой седельных тягачей, разница в сумме сбора составляла около пяти миллионов 700 тысяч тенге за каждую грузовую машину. В 2022- 2023 годах в зависимости от марки тягача она поднялась и составила от 6, 5 миллиона до 8 миллионов тенге.
Что делал подсудимый? По словам Катыгова, продавцов седельный тягачей он искал через интернет в странах Евросоюза, в том числе Германии, Польше. Его привлекали те, что были не старше семи лет, и те, что по внешнему виду на свой «возраст» не тянули. «Старички» были дешевле, но их продавцов подсудимый просил об одном: в документах должен был быть возраст моложе. Ему шли навстречу. И когда транспорт доставляли на пограничный переход между Литвой и Белоруссией, в техпаспорте уже был указан нужный год выпуска. Затем машины перегонялись в Казахстан, где и должна была состояться их первичная регистрация. К документам в таможне относились с доверием, и до поры до времени бизнес Катыгова процветал. Пока он не попал в разработку службы экономических расследований. К этому времени глава крестьянского хозяйства уже успел пригнать в Казахстан 28 тягачей. Информация с заводов-изготовителей подтвердила, что все они старше 7 лет. В суде Кадыгов объяснял, что в Европе возраст тягачей определяется не моментом их выхода с завода, а с начала срока эксплуатации. Но и эта информация подсудимого не спасает.
Руслан Катыгов в суде вину свою признал полностью, добытые в ходе следствия доказательства не оспаривал. Поэтому процесс проходил в сокращенном порядке, без вызова свидетелей, без изучения материалов уголовного дела. Потерпевшим по делу признан акимат Костаная. Именно в его бюджет от подсудимого должна поступить сумма недоплаченных сборов в размере 199 миллионов тенге. 50 миллионов тенге Руслан Катыгов уже заплатил. Чтобы возместить оставшиеся, по его словам, требуется время. Но надо торопиться – возврат всей суммы может повлиять на приговор. Предприниматель попросил у акимата краткосрочную отсрочку по выплате, но его представитель в суде отказала в этом. Судья дал неделю, чтобы вопрос разрешить. Катыгов вместе с адвокатом намерены встретиться с руководителем юрслужбы акимата или даже с самим акимом города.