Во все двери
84-летняя Нина РАЗБЕЙКИНА с утра до вечера обивает пороги госучреждений, в ответ – стопка писем с обещаниями и просьбами подождать. Ходить Нине Ивановне тяжело, но и это для нее лучше, чем находиться в доме, где щели по углам такие, что легко пролезет ладонь. В четырех стенах сидеть пожилая женщина не привыкла.
Дом, в котором живет пенсионерка, был построен в 1940 году. Сейчас условия здесь нельзя назвать приемлемыми и для обычного человека, не говоря уже о женщине столь почтенного возраста.
Нина Ивановна в 1970 году получила квартиру в этом доме как временное жилье. С тех пор и живет там. Собственно, из четырех хозяев квартиры самыми стойкими и терпеливыми жильцами оказались лишь двое, и одна из них – наша героиня. К слову, представитель категории «Дети войны».
У чёрта на куличках
Дом №21 по улице 5 апреля стоит в центре города. Сейчас женщине предлагают переехать в район Узкой колеи, что на окраине Костаная. Соседка пенсионерки Юлия Верещак уверяет: «новое» жилье ничем не отличается от нынешнего. Дом старый и сырой, поэтому не исключено, что в случае согласия через некоторое время женщинам вновь придется выбивать другие квадратные метры.
– В прошлом году мне обещали квартиру в доме №50 в микрорайоне «Юбилейный». Это новый дом. Когда его сдали и всем вручали ключи, мне пришел отказ. Я даже не помню, как из кабинета выходила. Было очень плохо, эта новость меня чуть не убила. Сейчас предлагают на окраине города, куда не доедет даже скорая, это у черта на куличиках, – сетует Нина Ивановна.
Она в то же время переживает, что нового жилья может попросту не дождаться – все же возраст не тот, да и стрессы от постоянных отказов здоровья не добавляют.
– В моем доме в ведрах замерзает вода, нет туалета. Как можно так жить? – возмущается пенсионерка.
Не положено
На очередное официальное обращение к представителям власти Нине Ивановне пришло письмо за подписью руководителя отдела жилищных отношений Олжаса Умурзакова.
«Акимат города с пониманием относится к вашей ситуации, однако предоставить новое жилье не представляется возможным, так как эта процедура реализуется в соответствии с госпрограммой «Нурлы жер» и предусматривает предоставление жилья социально уязвимым слоям населения определенных подпунктов», – ответили в ведомстве.
Дело в том, что категория «Дети войны» к этому льготному списку не относится...
Также в письме отметили, что вторичное жилье, куда предлагали переехать Нине Разбейкиной, «полностью соответствует санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям».
В ответе областного акимата значится: у Нины Ивановны первая очередь в списке. И не преминули напомнить: «От предложенного жилья вы отказались».
К слову, отказаться от предложенного жилья женщина имеет право. Но в таком случае она должна была получить альтернативу. Значит ли это, что проблема не решится до тех пор, пока пенсионерка не сдастся и все же выберет меньшее из двух зол?..
Это проблема!
Олжас УМУРЗАКОВ, руководитель отдела жилищных отношений, г. Костанай:
– У нас в городе 17 очередников в категории граждан, чье единственное жилье признано аварийным. Мы решаем этот вопрос, направили письма в вышестоящий орган. На данный момент новое жилье строится по госпрограмме «Нурлы жер», но в нее не входят очередники этой категории. Мы ходатайствуем о том, чтобы на республиканском уровне их включили в программу. По-другому никак не можем обеспечить их новым жильем. Это проблема. От квартиры на улице Узкоколейная отказалась не только Нина Разбейкина, но и другие очередники. Люди опасаются, что если переедут, то не получат другое жилье вообще. Это не так. С ними будет составлен договор о том, что жилье предоставлено временно, и их номер в очереди не изменится.