Как мы уж сообщали, на скамье подсудимых оказались дипломированный 37-летний врач Ерлан Умаров и 49-летняя Ирина Громова. Женщина имеет на руках многочисленные меддипломы разных российских вузов, но достоверность их сомнительна. После того, как в 2022 году Громова после проверки ее ТОО «Мастерская преображения» была вынуждена отозвать лицензию, свое здание она сдала в аренду Ерлану Умарову. Так появилось ТОО «Ерлан-Мед». Громова оттуда не ушла, а продолжила делать пластические операции. Как отмечали клиенты, в абсолютно не стерильной обстановке, без соблюдения всех медицинских правил, у пациентов даже не брали предварительных анализов. «Делала» глаза, губы, животы… Рекламу размещала в соцсетях, обещая красоту за не очень большие деньги. Три пациентки и стали потерпевшими по уголовному делу. Это две взрослые женщины и девушка-подросток (ее интересы в суде представляла мать).
Сначала по делу провели одну медицинскую экспертизу, местную. Потом повторную, комплексную в Астане. Обе показали, что пластические операции проводились непрофессионально. Одной из потерпевших нанесен средний вред здоровью. Всем троим пришлось проводить лечение и исправлять ошибки Умаровой в других клиниках.
Сначала Ерлану Умарову предъявили обвинение по трем статьям Уголовного кодекса. Первая - 317 часть 1: невыполнение, ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником. Вторая – 322 часть 1: незаконная медицинская и фармацевтическая деятельность, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека. И третья – статья 306 ч. 1: выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. У Громовой были две статьи: 322 и 306. При этом обвинение считало, что правонарушение было совершено в группе лиц, а организатором выступала Ирина Громова. Однако после проведения комплексной экспертизы прокурор предъявила новый обвинительный акт, значительно смягчающий положение Ерлана Умарова, убрав сразу две статьи – 322 и 317. Сегодня потерпевшие пытались настоять на том, чтобы одна из них все же осталась, однако было поздно: на предыдущем заседании они согласились с новым обвинительным актом, и судья Анара Шаймурунова уже вынесла по этому поводу постановление. В итоге у Умарова осталась только одна статья УК – 306 Ч. 1. У Громовой ничего не изменилось.
Самым коротким в прениях было выступление прокурора. Она напомнила, что подсудимые вину не признали, и назвала статьи Уголовного кодекса, по которым просит признать виновными подсудимых. И тут же: освободить обоих от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности. События происходили в 2022 году, срок давности по проступкам составляет один год.
Когда слово предоставили потерпевшим, адвокат Громовой Олег Мальков заметил: «Ну, сейчас будут слезы…» Прозвучало неэтично, судья сделала адвокату замечание. А потерпевшие действительно не смогли сдержать слез, когда рассказывали о своих историях.
- Мы пытались обмануть время…Когда узнали, что в Костанае есть клиника, подумали: как хорошо. Не надо никуда ехать… Доверили Громовой свое здоровье, а она испортила и лицо, и здоровье… Я заплатила за операцию 320 тысяч тенге, а теперь за переделку другие хирурги просят до 5 миллионов… Эту клинику и клиникой назвать нельзя, никаких условий, никакого оборудования…Громова возомнила себя богом, кромсает лица и ничего не боится… Все ради наживы… Я полгода не выходила из дома, была жуткая депрессия. Испугалась, что потеряю зрение… Когда к ней приходила, она выкидывала из кабинета, унижала… Жизнь у меня стала другой, я чувствую себя уродом... Пострадавших гораздо больше, просто не все хотят по судам ходить, все уверены в ее безнаказанности. По сей день работает с липовыми дипломами, - рассказывала одна из потерпевших.
- Я хочу, чтобы Громову наказали, - заявила другая потерпевшая.
- Я чувствую себя виноватой перед дочерью. Хотелось избавить ее от одного комплекса, но прибавились другие. Дочь плакала, не выходила на улицу, перестала разговаривать. И эта история длится уже два года… Когда я спросила адвоката Малькова, почему Громова не ходит на судебные заседания, он ответил: «Не царское это дело». У них все прекрасно. Хотелось бы, чтобы никто больше не пострадал, - заявила третья потерпевшая.
Оба адвоката подсудимых: Нуржан Амиров (он защищает Ерлана Умарова) и Олег Мальков свои речи в прениях закончили тем, что просят подсудимых оправдать. В их действиях, заявили, нет состава правонарушения. Доводы, например, такие. О каком вреде здоровью можно говорить, если потерпевшие не оформляли больничный лист. Надо еще доказать, что Умаров оказывал услуги потерпевшей, Громова действовала самостоятельно, она не является работником ТОО «Ерлан-Мед». Или: как эксперты могут говорить, что операции были проведены неправильно, если нет официальных протоколов проведения таких операций, говорят только о практике.
Каждая из трех потерпевших заявила иски о возмещении морального вреда в размере 7 миллионов тенге. Адвокаты утверждали, что их подзащитные с этим не согласны.
Ирина Громова на судебном заседании лично опять не присутствовала, ее подключили онлайн. Женщина заявила, что полностью поддерживает своего адвоката. А Ерлан Умаров в прениях выступил:
- Для меня личное обогащение никогда не стояло на первом плане. Наоборот, я старался помогать людям. Сожалею, что потерпевшим пришлось все это перенести. Ни одной из них я не занимался. Поэтому нет их обследования. Как врач я понимаю, к каким последствиям это может привести. Я действующий хирург, я провел очень много операций, даже не могу сказать, сколько. Среди них были четыре ножевых ранения с поражением сердца. И все эти люди живы и здоровы.
Остается добавить, что прокурор просила суд вынести частное постановление в адрес Департамента полиции и управления медицинского и фармацевтического контроля, чтобы проверить подлинность медицинских дипломов Ирины Громовой.
Приговор ожидается уже завтра.