Фильм о революции в отдельно взятом ауле

Наша жизнь меняется настолько стремительно, что мы не всегда успеваем за этими переменами. И, в первую очередь, это касается человеческих отношений, уклада, национального менталитета.

Не секрет, что отношения мужчин и женщин очень сильно изменились. И они не укладываются в пропагандируемые модели и национальные ценности.

В прокат выходит фильм о попытке изменить эти отношения. Наверное, не случайно,что идея воплотить на киноэкране события, которые произошли в 70-х годах прошлого века, родилась в недрах мастерской Каракулова, и принадлежит его ученице и со-режиссеру Асылкан Алишеровой.Она выступила сценаристом этого фильма.

А началось все с того, что сестра рассказала ей, что во время учебы в вузе, девчонки-студентки объединились в группу, которая наказывала ребят, которые совершали по отношению к ним плохие поступки. Асылкан  упомянула эту историю в разговоре с Каракуловым, и он сразу предложил развить идею и снять фильм. И получилась, как всегда, комедия, но на очень серьезную тему. Она о том, что наши женщины с годами становятся все сильнее и сильнее, а мужчины слабее и женственнее. А девочкам хочется быть слабыми, нежными, трогательными, чтобы не надо было все тащить на себе, а мужчины взяли хотя бы часть этой ноши.

Мелодрама «Кызыл дамбал»(«Красные шаровары») казахстанского режиссера Амира Каракулова расскажет о нескольких женщинах, пострадавших от домашнего насилия. Для того, чтобы наказать своих обидчиков, они объединились в неуловимую «банду». Фирменным знаком группировки стали красные шаровары, в которых женщины и вершили свою месть.

Кастинг актеров был, как никогда, масштабным. Отбор вели студенты Каракулова. Он рассказывает: «Мы много искали, были хорошие актрисы, были не очень хорошие актрисы, но именно главную героиню мы не находили. Тогда мы поехали в этно-аул Gunny и сняли постер, чтобы от чего-то оттолкнуться. На постере стояла девочка в середине, и кто-то из нас, я или кто-то другой, сказал: «Давайте её привезём, посмотрим». Это было, знаете, как утопающий за соломинку. Когда она пришла и стала играть, мы все вдруг поняли, что вот она — главная героиня» (https://designer.kz/).

Интересно, что Асылкан работает в этно-ауле и проводит для иностранцев театральные мероприятия с участием своих каскадеров. Она пропиталась духом традиций. Поэтому ее работа о бунте девчонок стала такой искренней.

«Все девушки, сыгравшие главных героинь, это каскадеры из группы Sarbazrukhy. Они прошли курс актерского мастерства от Жанны Куанышевой и ГульжанТузельбаевой, и великолепно справились со своими ролями», — добавила АсылканАлишерова.

Любимый «злодей» казахстанских режиссеров ЕржанЖаманкулов и в «Қызыл дамбал» сыграл отрицательного персонажа — «базаркома» по имени Карабай. Его герой держит в страхе и повиновении не только маленький сельский рынок, но и свою жену Динару, а также ее младшую сестру Асель. У девушек нет родителей, их воспитывала бабушка, и после ее смерти они оказались совершенно беззащитны перед постоянными издевательствами со стороны Карабая.

Актер театра АРТиШОК Салим Балгазин сыграл местного участкового Армана, со школьной скамьи влюбленного в Асель, и пытающегося ее защитить.

Фильм получился непростой. Это смех сквозь слезы. Да это и не могло быть по-другому. Амир Каракулов-ученик Соловьева. Он один из талантливых представителей «новой волны» в казахском кино. Когда мэтр набирал казахский курс, внук двух именитых дедов – знаменитого эпидемиолога, академика Ишимбая Каракулова и народного писателя АбдильдыТажибаева – 19-летний Амир Каракулов был студентом II курса журфака КазГу. В кино он пришел благодаря отцу, искусствоведу Болату Каракулову. Так что корни у него необычные.

Учеба у Соловьева в Москве была непростой, как и то время. Он много пил, буянил. В конце концов Соловьев его выгнал с последнего курса, но отметил, что он у него самый талантливый ученик и станет гениальным режиссером.

Мастер не ошибся. В Венеции он взял приз за «Разлучницу». Фильм был о двух братьях, которые любят одну женщину. Один из братьев убивает ее, потому что любимую можно найти новую, а брата не заменит никто. Этот фильм когда-то так потряс меня, что я написал о нем в своей дипломной работе.

Потом всех потрясла «Жалыма» («Не плачь!») с неповторимой нашей певицей Майрой Мухамедкызы. Изначально главным героем должен был стать мужчина, но услышав Майру, Каракулов переписал сценарий  и главной героиней стала она. Историю, рассказываемую в «Не плачь!», можно уложить в несколько строк. Героиня фильма – казашка Майра, родилась и выросла в Китае. Она певица, сорвала голос, врачи велели ей на год оставить профессию, дать голосу восстановиться. Майра вернулась в Казахстан, хочет навсегда остаться здесь. Живет у дальней родни. В семье – бабушка и ее семилетняя внучка. Выясняется, что девочка тяжело больна. Если не остановить болезнь сейчас, Бибинур не дотянет до лета. Нужны лекарства – по меркам достатка женщин, очень дорогие. Майра пытается продать свои оперные платья. Топчется на убогом базаре в грязных лужах подтаявшего снега, не очень даже надеясь найти среди местного контингента – чабанов, шоферюг, аульных казашек – покупателей на свое кружевное великолепие от парижских кутюрье. Пронзительным одиночеством и безысходностью веет от этой сцены, одной из лучших в фильме. Приходится сдавать кровь. Заканчивается все  обмороком прямо у прилавка в аптеке.

Героиня обещала девочке, когда та выздоровеет, поехать в Алматы, пойти в оперу. Майра будет петь, Бибинур – слушать. Девочке становится все хуже. Кажется, ее мечте о прекрасном чуде- опере- не осуществиться никогда. Нет, героиня решается сама сотворить это чудо. До мелочей скрупулезно прослежен на экране каждый маленький штрих на пути его рождения. Героиня соскребает со стены известь в пиалу, белит ею старухино лицо, рисует огрызком карандаша брови, остатками губной помады – губы. И вот уже на импровизированной сцене старуха с копеечным веером изображает китаянку, а героиня поет арию из «Мадам Баттерфляй».

Слышит ли это девочка или у нее уже нет сил, чтобы слышать? Нет, кажется, все же слышит. В финале она приоткрыла глаза. На губах теплится улыбка, со лба ушел пот…

Все, что снимает Каракулов-гениально, просто и неповторимо. И на этот раз также. И всегда его фильмы оставляют след в душе.

Фильм  «Қызыл дамбал» с 24 апреля  на экранах кинотеатров.