Жители костанайской многоэтажки живут в страхе перед соседкой. Они терпят ее угрозы, побои, нагие прогулки ее сожителя и другие странности. Терпению пришел конец, когда люди чуть не сгорели в пожаре... по-соседски.
Не просто сводка
2 апреля «КН» узнали, что пожарные в пять утра спасли жителей дома №28/3 в Костанае. Это многоэтажка, больше известная как одно из общежитий СХИ. Спасателям пришлось будить людей в 4.42 и эвакуировать 62 человека, в том числе инвалидов. Мы разместили эту новость на сайте и услышали просьбу... Нет, это был крик о помощи. Как считают жильцы, пожар произошел из-за некой Жанны из квартиры №147.
Соседка по имени Жанна
Дышать на седьмом этаже до сих пор сложно, все в копоти. Жильцы напуганы, долго не решались даже фотографироваться.
– Мы ее боимся, она поджигательница! Нам страшно за наши жизни, – хором говорят соседи. Но и терпеть больше не хотят, поэтому и решились на разговор.
С их слов, Жанна переехала в этот дом два с половиной года назад. Как им известно, жилье принадлежит её отцу. С тех пор атмосфера в доме изменилась полностью. Когда-то жильцы установили камеры на каждом этаже, чтобы защищаться от посторонних. Кто бы мог подумать, что главная опасность будет жить с ними по соседству.
– Музыка до утра, стуки по батареям, крики, брань. Да, она пьёт. Но кроме этого коврики людям, газетки в дверях поджигает! Как-то соседи сделали ей замечание, так она 10 дней ходила к ним, обливала дверь приправой «Огонек». Кровью же не может! В другой раз в сына соседского бросила стеклянную пепельницу. Она разбилась и порезала ему шею. В нашего сына бросила пивную банку, попала в ногу, – наперебой рассказывают соседи.
Даже без стрингов...
– И это не все. Ее сожитель или муж, не знаем, кем точно доводится, гуляет по подъезду только в сланцах. И ничего больше, даже стрингов! – в доказательство нам показали запись с камер видеонаблюдения. На кадрах действительно голый мужчина ходит по этажам и разговаривает по телефону. По пути ему встречаются и несовершеннолетние...
Поэтому многие теперь не находят иного варианта, как провожать и встречать своих детей. Раньше это относилось только к малышам, но теперь и к подросткам.
Подвиг пожарных
Раннее утро 2 апреля жители дома до сих пор вспоминают с содроганием. Они показывают нам место, где все началось. Это подсобное помещение в углу этажа. До пожара там была деревянная дверь, которую запенили, чтобы зимой не продувало. Рядом находятся квартиры Мурата и Татьяны. Именно они и вызвали пожарных. Чудо, что они не спали в столь раннее время.
– Если бы не пожарные, тут бы столько людей погибло... Спасибо им! Мы метались. Нас, и детей, и пожилых, и инвалидов, выносили на руках. Некоторые были даже не одеты, – благодарят спасателей герои материала.
8-летний сын Виталия Татаркина после пожара был госпитализирован. Так надышался угарным газом, что потерял сознание. Благо врачи выходили.
Видео Владимира ФАЙЛЯ
Видео
Как считают жильцы, именно Жанна подожгла эту пену, а может, и линолеум. Основания так думать дает запись с видеокамер. Нам ее тоже показали. На кадрах видно женщину, которая в 4.30 поднимается на седьмой этаж и идет в ту самую сторону, где начался пожар. В 4.33 она же, но уже курящая, идет обратно. А уже в 4.34 камеры фиксируют густой черный дым.
– Понятно, что это она! Сначала черный дым, от пены и линолеума, а затем белый, от дерева! Ребенок лежал в больнице несколько дней, а ее в тот день забрала полиция и почти сразу вернула, и снова на всю округу «Седая ночь». А мы опять живем в страхе..
На выселение?
Жители дома говорят, что обратились в прокуратуру области с жалобой на бездействие полиции. По их словам, очень частые визиты участкового (бывает, и три раза за ночь) не помогают.
– Да она даже на участкового кидалась с ножом! Разве это нормально? Нет! Поэтому мы и просим нас защитить, тут может произойти все, что угодно. У нас есть эти сообщения бесконечные о том, что дело зарегистрировано. И дальше ничего. Должен же быть какой-то законный способ нам помочь? Мы больше не можем так жить! Пятьсот человек боятся одного, – возмущаются в доме №28/3.
Людям непонятно, почему правоохранительные органы до сих пор не оградили их от опасной женщины и ее сожителя, который, в конце концов, угрожает психологическому здоровью детей. Они видят только один выход: выселение опасной соседки из дома.
«Она не откроет»
Мы пытались получить комментарий от самой Жанны. Долго стучали в дверь её квартиры. Никто не открыл.
– Она точно дома, но она не откроет, – не удивились соседи.
«КН» переговорили по телефону с отцом Жанны, он же владелец ее квартиры. Его комментарий был коротким:
– Я спросил у дочери о пожаре, она ответила: «При чем здесь я? Там проводка или что-то загорелось». Они нашли крайнего человека и хотят все на нее свалить».
P.S. По данным ДЧС, предполагаемая причина пожара – посторонний источник зажигания (поджог). Это уголовная статья. Мы будем следить за ситуацией.
Сразу три дела
В ДЧС Костанайской области озвучили только предварительную причину пожара. Но жителям и без того всё понятно. А в ответе на редакционный запрос местной полицейской службы при областном департаменте полиции сказано:
«Собственником квартиры является отец этой женщины, который пустил ее туда жить. Участковый свою работу выполняет профессионально, реагирует на каждый вызов. У полиции нет полномочий выселять человека, мы можем только реагировать на заявления от людей. На нее были наложены несколько штрафов ранее. В течение года на нее были составлены протоколы по статьям «Нарушение тишины», «Нарушение правил благоустройства» и др. Дело о поджоге ведет ДЧС области, где и примут решение о наказании».
В деле есть щепетильный момент, связанный с состоянием здоровья жительницы нехорошей квартиры. По закону мы не имеем права его озвучивать, но диагноз ограничивает полицию в действиях.
«Обращаться в суд»
Юрист «КН» Светлана АБДРАШИТОВА:
– В 2010 году в ООН был зачитан доклад о ситуации с выселением людей из жилища в Казахстане, где нашей стране дали четкие рекомендации. Их суть проста – Конституция гарантирует каждому неприкосновенность жилища. Это вообще самая крайняя мера, возможная лишь в арендном жилье.
В законе «О жилищных отношениях» и в Гражданском кодексе РК вообще нет такого понятия, как выселение из собственного жилья. Есть понятие «Принудительное прекращение права собственности на жилище». Оно не допускается вообще, кроме случаев взысканий по обязательствам и конфискации. А конфискация возможна только в судебном порядке в виде санкции за совершение административного или уголовного правонарушения.