Архиповка - Барвиновка - Варваровка - Георгиевка - Дангербай - Елизаветинка - Жамбыл - Забеловка -
Иваноровное - Костряковка - Лоба - Магнай - Новоалексеевка
Село Островное находится всего в 5 км от райцентра. И все же это – отдельный остров.
Лес обнимает
Он окаймляет село Сарыкольского района со всех четырех сторон. В это время года насаждения здесь особенно красивы. Лиственные породы – береза и осина – уже успели окраситься в яркие тона. Издалека это желто-зелено-багряная стена.В этом селе мы оказались впервые. Поехали наугад. Как и требует суть нашего проекта, по алфавиту. Внутри, за лесом, оказалось уже не так радужно. Разрушенные дома, неухоженные поросли ясеня и великое количество сухостоя – стандартный набор умирающего населенного пункта.
С сухой травой борется местная жительница Елена Елышева. У женщины трое детей, она общественный работник. Сельчанка зарабатывает 70 тысяч тенге в месяц. Ее не волнуют мировые политические интриги. Она озабочена отсутствием в селе детского сада. Этот самый сад, а точнее мини-центр с неполным днем пребывания, находился в здании начальной школы. В этом году школу закрыли. Мини-центр автоматически приказал долго жить.
– Нам нужен садик. Моему Сашке четыре годика, куда его водить? Нет дошкольных организаций, – говорит Елена. – Мы в акимат обращались с этим вопросом. Ждем ответа. Не для себя ведь только просим, а для всего Сорочинского округа. Нам бы хоть один садик на всех.
Ближайший сад находится в райцентре. От Островного до Сарыколя всего пять километров, но преодолеть их непросто – автобусного сообщения между селами нет. Да и не было никогда. Это притом что большая часть работающего населения трудится именно в райцентре.
– Это тяжелый случай. Хорошо, если у кого есть свой транспорт. Такси стоит 800 тенге в одну сторону. Дорого, – признается женщина.
На школьников отсутствие транспортного сообщения не распространяется. Подвоз налажен давно. А вот пустующее ныне здание бывшей школы явно нуждается в ремонте. Одна из стен буквально разваливается. Уличный деревянный туалет окосел на одну сторону. Может быть, оно и лучше, что здание сейчас законсервировано. Впрочем, закрыли школу не по этим причинам. Детей стало мало – всего 29 человек.
Ни магазина, ни медпункта в селе нет.
Не ленивые...
Подсобного хозяйства в деревне немного. На 55 жилых домов, а большинство из них двухквартирные, – 56 голов КРС, 90 МРС и 12 лошадей. Это на 181 жителя. Почему так мало? Селяне ссылаются на дороговизну кормов.– Да, скота у нас сейчас немного. Раньше держали больше. Всего пару лет, как выводить начали. Корма дорогие, а пенсионерам физически тяжело стало. Их у нас тут много, – отмечает Тамара Солодки.
Местный предприниматель Виктор Шека на эти доводы лишь рукой машет. Говорит, что на его пилораме сегодня не работает ни один местный житель.
– Лодыри они все, – говорит он.
Так было
Пилорама – это истинно местный бизнес. Даже ремесло, можно сказать. Дело в том, что градообразующее предприятие Островного – Урицкий лесхоз. Село изначально было построено лесхозом под его же нужды. Было это в 1947 году.Об этом нам рассказал старожил Борис Долгов, бывший директор учреждения:
– Думаете, откуда название села? Это потому что мы живем здесь, как на острове, только окружены не водой, а лесом. Какие у нас раньше были цеха ширпотреба! Плели корзины, выпускали штакетник, дощечку, дрань штукатурную, черенки, топорища – все это добро разлеталось по всему Союзу. Мастерские были мощные. Огромный объем товара выпускали. Только тарной дощечки – 800 кубов в год, представляете?!
55 домов – это то, что осталось от былой мощи совхоза. 40 лет назад домов было 120.
– Поселочек у нас раньше такой чистый был, ухоженный. Люди такие дружные! Как праздник, в любой дом заходи – накормят, напоят без проблем. Нет сейчас такого. Эх...
Борис Николаевич отдал лесхозу больше сорока лет жизни. У него даже фотообои в зале с изображением берез.
Так стало
О переработке дерева в селе сейчас напоминает лишь одно уцелевшее здание. Оно обгорело и уже почти полностью развалилось. Процесс развала же села, говорят в лесхозе, был запущен в 90-е. Последние цеха доломали в нулевых. Что могли – растащили. Теперь вот пытаются сохранить то немногое, что осталось.
P.S. Напоследок Тамара Солодки спросила:
– Вы новости, да?
– Да, «Костанайские».
– А зачем вы к нам приехали?
– Чтобы рассказать о жизни села как она есть.
– У нас не так все плохо, как кажется... А нашему селу будет плюс, что вы сюда приехали?
– Если повезет...
Опасная красота
Речь о лесе, окружившем Островное.В свете последней трагедии, произошедшей в Басаманском и Семиозерном лесхозах, невольно обращаешь внимание на безопасность сел, соседствующих с деревьями. В Урицком лесхозе говорят, что опашку земель здесь делают на совесть. Всегда наготове пожарная машина, трактор. Но есть но – вся техника в плачевном состоянии. Износ, как и в других лесхозах области, составляет почти 100%. Последнее обновление было десять лет назад. Этот трактор сейчас задействован и в тушении пожаров, и в посадке молодняка. Иной раз его ремонтируют прямо в борозде.
Местные леса не вполне обычны: здесь можно встретить стрепета и белую полярную сову. А это большая редкость для нашего края. Одним словом, уникальный этот остров. Сохранить бы и дать ему энергии. Пусть Островному повезет!