Добирались мы с тревогой. Накануне дорогу в это село Алтынсаринского района почистили, но ее тут же стало заметать.
«Так и запишите!»
Как выяснили позже, дорога – самая большая боль и проблема этого села. В свое время, в 1986- 1987 годах, председатель отделения Щербаковского округа (Сатай был отделением) предложил жителям самим решить, куда заложить средства – на новую школу или дорогу. Все проголосовали за школу. И в 1987 году рядом со старым зданием стали возводить новые стены. В 1989-м школу торжественно открыли.Рассчитанная на 150-200 учеников, сегодня школа потеряла свою первоначальную мощность: в ней 130 учеников. Учителя признаются, учебное заведение на грани закрытия. Жителям пока удавалось отстоять школу. Педагогам говорят: ищите детей. А как искать, если в 1999 году в Сатае было 453 жителя, а сегодня – 260. Новоселы не едут, молодежь не остается. Работы нет. С дорогой, как вы понимаете, беда.
«Чем живем? – отвечает жительница села Залиха Сандыбаева. – В селе пенсионеры, учителя, работающие на железной дороге и самозанятые. Кто веники вяжет, кто торгует молоком, яйцами, держит КРС. Помощи ни у кого не просим, не бедствуем. Почти у каждого есть машина. Но нам нужна дорога. Обещают в этом году ремонт. Ждем.
А еще, чтобы молодежь оставалась в селе, нужно провести ревизию полей. Так и запишите. Этот вопрос на уровне района решить не могут. Люди взяли скотину, а пасти негде. 80 гектаров на всех маловато. Раньше были земли, да в 90-е их раздали. Почему бы теперь не изъять неиспользуемые для нужд населения? А то уж ссориться начали из-за земли. А ведь мы – дружное село».
Центр жизни
Итак, школа. В коридоре веник, чтобы сметать снег с обуви. В холле старенький стол для настольного тенниса, полка с книгами и дверь в библиотеку. Справа, дальше по коридору – мини-центр, там девять малышей. Поднимаемся в учительскую на второй этаж. В школе работают 14 педагогов.– Село у нас дружное, и коллектив дружный, – говорит учитель истории с 30-летним стажем Зауреш Утюганова. – С детьми не первый год выезжаем на уборку в околок в шести километрах от нас (Сатай находится рядом с Аракарагайским сосновым бором – Прим. авт.). Там небольшой лесок, колодец. В этом местечке жил Ыбрай Алтынсарин. Ухаживали мы за этим местом еще до того, как по программе сакральных мест акимат территорию облагородил (беседку поставили, колодец сделали, высадили цветы). А недалеко, в поселке Мезгил, где я родилась, на свет появилась племянница Алтынсарина, поэтесса Марьям Хакимжанова. Но в советские годы поселок перестал существовать. Также храним память и о ветеране войны и коллеге Жаксымбеке Утепове. Учитель ушел на фронт, а после войны вернулся в свою школу к своим ученикам.
Зауреш Мухаметказиевна очень радуется, когда выпускники школы возвращаются в село. Например, учителем физкультуры с 2021 года работает ее бывший ученик. Гордится школа и лыжными победами двоюродных братьев Александра и Руслана Сташкевичей. В день нашего визита, кстати, дети были на районных соревнованиях.
Жить можно, говорят учителя. Проблему с водой решили года два назад. До этого воду таскали из колодца, а питьевую везли из города. Аптеки в селе нет, медикаменты закупают в Костанае с запасом. Зато медика хвалят: по первому зову примчится в любую непогоду.
В селе всего один небольшой магазин. Его возле своего дома открыла бывшая учительница. Надо – и ночью отпустит товар.
«Железка» как альтернатива
В селе ждут не дождутся газа и ремонта дороги. Все, кого не спроси, говорили нам одно: будет в село дорога – будут в школе дети, будет работа, будет жизнь....Два часа дня. На железной дороге останавливается поезд Костанай – Караганда. Из него рванули люди с сумками. «Железка», особенно в непогоду, – единственное средство добраться до города на прием к врачу или по другим делам.
В будни ходит ишимский рабочий поезд. На нем билет до Костаная стоит 360 тенге, на карагандинском – 500.
Стихи и чашка чая
Людмила Теперик – «Лучший библиотекарь-2022» в республике. Работает в школьной библиотеке Сатая всего год.
Она с детства мечтала стать библиотекарем, но после школы выучилась на повара. Восемь лет работала в местном детском саду, готовить обожает. А когда на пенсию ушла библиотекарь Сатая, Людмила уже закончила учиться по специальности «Библиотечное дело» и пришла ей на смену.Библиотека в школе не пустует. Каждую перемену сюда забегают дети. По пятницам 15 минут тихого чтения с утра. На столе лежат книги с закладками и подписанными стикерами. Дети потом вернутся дочитать. А в книгах закладки не простые, а с предложениями почитать еще некоторые произведения.
Часто библиотекарь проводит конкурсы со сладкими призами. В апреле в школе готовятся устроить библиокафе: к примеру, чтобы получить чашку чая с молоком, придется вспомнить стихотворение Пушкина или пересказать его повесть.
– Чтение книг – это радость, – говорит Людмила Теперик. – Я делаю все, чтобы закрепить у детей положительные эмоции от книг. Пусть это поощрение – маленькая шоколадка или леденец. Главное, чтобы ребенок пришел в библиотеку. Среди стеллажей его взгляд обязательно зацепится на другом томике. А когда книгу сдают в библиотеку, мы вместе обсуждаем главного героя, делимся впечатлениями.
Книги здесь берут и взрослые. Библиотечный фонд активно пополняется новыми изданиями. На стене баннер с QR-кодами классиков. Ноу-хау востребовано, потому как в селе уже год как отличный Интернет.
И о личном. Людмила в 20 лет вышла замуж за челябинца, который приехал в гости в Сатай и... сменил гражданство. Супруги могли бы уехать и в город, и в другую страну, да прикипели сердцем к этим красивым местам.
– Вы приезжайте к нам летом! – приглашает нас женщина. – Мы дружные и в школе, и в селе. А еще нам очень повезло с акимом округа Айнагуль Ивко! Всегда можно обратиться за помощью – никогда не отвернется. Сделает, что может. Душой болеет за нас.
Местные рецепты
БАУРСАКИ
(от Майры Курмангалиевой)2 л теплого молока, 1 ч. л. су хих дрожжей, 1 ст. л. соли, 2-3 ст. л. подсолнечного масла, 1 ст. л. сахара, муки – сколько тесто возьмет.
Все перемешать и замесить мягкое тесто. Дать подняться два раза, обмять. Разделить на не сколько частей, раскатать каждую в пласт и разрезать на кусочки любого размера. Обжарить.
МЯСНОЙ ПИРОГ
(от Людмилы Теперик)1 стакан теплого молока, 1 ч. л. сахара, 0,5 ч. л. соли, 2 ч. л. сухих дрожжей, 150 г подсолнечного масла, стакан муки. Начинка: мясо, лук по вкусу, соль, специи.
В теплое молоко положить дрожжи, соль, сахар, 1 ст. л. муки. Как только опара поднимется, влить масло. Дать еще подняться 10 -15 мину т. Формируем пирог с мясной начинкой на ваш вкус. Дать ему постоять на противне минут 15, затем отправить в духовку, при 180 градусах выпекать до готовности.
«Вот бы кто инвестировал!»
Майра Курмангалиева ставит на стол цветочный мед, миску с густой домашней сметаной, ароматное земляничное варенье «без хвостиков» (!) и сетует: знала бы о гостях заранее, напекла бы баурсаков, поставила бы бешбармак.
Мы согреваемся пиалой горячего чая, делаем бутерброды. А героиня рассказывает. Родители Майры приехали в Сатай в 1990 году. Через десять лет уехали в город, а дочка вышла замуж и осталась здесь, в селе.
Ветврач по специальности сегодня она самозанятая. Работать по профессии просто негде: базы давно развалились. А ведь было крепкое отделение, зажиточное. По две машины во дворах. С мужем Сапаргали сегодня держат хозяйство: коровы, лошади, бараны, куры... Помогает младший сын, который пока живет с родителями. Старший в городе, дочка рядом. Есть еще один помощник – Витёк. Он, оставшись без матери, давно прибился к этой семье, где нашел и заботу, и участие.
– Тяжело хозяйство держать, – вздыхает Майра. – Корма дорогие, сено косить негде, дороги нет. Но в город не собираюсь. Я там почему-то даже спать не могу. Вот бы кто инвестировал в наше село, были бы рабочие места – была бы благодать!